Педагогические стереотипы в профессиональной деятельности: «за» и «против». Кəсіби іс-əрекетте «қолдаушы жақ» жəне «қарсы жақ» педагогикалық стереотиптері.

Авторы

  • A. Mynbayeva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан
  • I. Kurmanova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан

Ключевые слова:

профессионально-педагогическая деятельность, учитель, преподаватель вуза, педагог, педагогические стереотипы, социальные стереотипы, кəсіби-педагогикалық іс-əрекет, мұғалім, ЖОО оқытушысы, педагогикалық стереотиптер, əлеуметтік стереотиптер,

Аннотация

В статье рассмотрены виды стереотипов в деятельности педагога, раскрыты позитивные и негативные стороны стереотипизации профессиональной деятельности. Проведенное поисковое исследование показало наличие профессиональных педагогических стереотипов у учителей школ и преподавателей вузов. Установлено, что педагоги готовы к разрушению негативно влияющих стереотипов деятельности. Предложена методика «разноцветных очков» для разрушения стереотипов. Мақалада педагог іс-əрекетіндегі стереотиптердің түрлері қарастырылады. Зерттеу жұмыстарын жүргізу барысында ЖОО оқытушылары мен мектеп мұғалімдерінің кəсіби педагогикалық стереотиптерінің бар екендігін көрсете отырып, педагогтар өз кəсіби іс-əрекеттерінде жағымсыз əрекеттерді бұзуға дайын екендігі байқалды. Педагогикалық стереотиптерді бұзуда «түрлі көзілдірік» əдістемесі ұсынылады.

Библиографические ссылки

1 Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности: учеб. пособие / Л. В. Мардахаев ; МГСУ, Акад. соц. работы.
– М.: Союз, 2001. – 37 с.
2 Чаплыгина Ю.С. Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара, 2010. – Т. 12, №3(3). – С. 678-682
3 Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д., 1999.
4 Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – 375 с.
5 Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении языку иностранцев. – М., 1996.
6 Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. – М.: Политиздат, 1976. – 216 с.
7 Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы, Ғылым, 2008. – 352 с.
8 Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – №2. – С.152-165.
9 Могутина Т.Ю. О педагогических стереотипах как барьерах творческой активности учителя // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / под ред. М.М. Кашанова.– М.: ИП РАН, 1998. – С. 100-109.
10 Тюнников Ю. С. Педагогическая мифология. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.(58)
11 Learning all the Time / пер. А. Короткого // Первое сентября. – 1999. – №24.
12 Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. – М.: Магистер-Пресс, 2000. – 488 с.
13 Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань: Казанский университет, 1992. – 108 с.
14 Боффи Дж., Гуд Т. Отношения учителя и ученика. – М., 1974.
15 Туктагулова М.Н. К вопросу об изменении профессиональных установок учителя в постиндустриальной образовательной парадигме //
Вектор науки ТГУ. – 2011. – №4(18). – С. 496-500.
16 Вязникова Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен.
– М.-Хабаровск: Московский психосоциальный институт, ХГПУ, 2002. – 291 с.
17 Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

Загрузки

Опубликован

2016-01-18

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)