К вопросу о культуре интеллектуального труда будущего специалиста. Болашақ маманның зерделі еңбек мәдениеті туралы.

Авторы

  • V.Kh. Adilova. Павлодарский педагогический институт.

Ключевые слова:

культура интеллектуального труда, самостоятельность размышлений, эмоциональный интеллект, будущий специалист. зияткерлік еңбектің мәдениеті, толғанушылықтың дербестігі, эмоциялы парасат, келешек маман.

Аннотация

В статье раскрыта роль культуры интеллектуального труда как основы профессионального мышления. Большое внимание уделяется самостоятельности
размышлений о предмете, о явлении, о процессе как результате чтений, бесед и лекций научного характера, требующих немалых интеллектуальных усилий обретения истины. Культура интеллектуального труда требует не только усилий,
но и определенного мужества, готовности оспаривать установившиеся суждения, если они неадекватно отражают действительность. Каждому культурному человеку необходимо такое мужество, выражающееся в способности не отступать перед
тяготами интеллектуального труда, честности его ума, стремлении к истине
любой ценой, без половинчатых решений и унизительной лжи. Культура
интеллектуального труда характеризуется такими факторами, как особенности
содержания материала. Выполнение определённых умственных
действий, операций, получение продукта или результата и представляет собой
систему интеллектуальных способностей человека, а также эмоциональный интеллект
подготовки человека к определённым мыслительным действиям. Культура интеллектуального труда обусловливает движение и единство социальных,
эмоциональных и действенно-практических моментов, связанных с уровнем
развития мышления, накоплением большого количества знаний, готовностью
решать новые, неожиданные задачи.

Аталмыш мақалада кәсіби ойлаудың негізі ретінде танылатын зерделі ойлау мәдениетінің рөлі қарастырылған. Болашақ маманның зерделі еңбек мәдениеті пәннің
құрамдас бөліктерін, іс-әрекеттегі құбылыс немесе үрдісін, олардың ортамен және
бейнемен іс-әрекеттерін, қарама-қайшылықтарын зерттеу барысында қалыптастырады. Сондықтан, болашақ маманның зерделі еңбегі ойлау шеберлігін,
білім беретін ортадағы жағдайды талдай алатындығын талап етеді. Шындыққа жету
үшін зерделі күш талап етіледі, пән туралы өзіндік ойлауы, оның қалыптасуы
туралы ғылыми бағыттағы дәрістерді оқу, кеңестер беру үлкен көңіл бөлуді
қажет етеді. Шындыққа жанаспайтын, ақылға қонымсыз ой-пікірлерге келіспеу,
қарсы ой айту, зерделі еңбек мәдениетінде батылдық пен жігерлілікті талап
етеді. Кез келген мәдениетті адамға зерделі еңбек ауыртпалығын көтеру үшін батылдық қажет.

Библиографические ссылки

1 Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020 gg. – Astana, 2010. – 30 s.
2 Slobodchikov V.I. Ocherki psihologii obrazovanija. – 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. – Birobidzhan: Izd-vo
BGPI, 2005.
3 V mire mudryh myslej. Velikie ob obrazovanii i vospitanii / sost. G. N. Zobova, O.V. Tarasoa. – Har’kov: Izd-vo NUA, 2013. – 204s.
4 Zagvjazinskij V. I. Strategija razvitija obrazovanija i ee realizacija // Pedagogika. – 2008. – №3. – Р. 7-12.
5 Dekart R. Pravila dlja rukovodstva uma. – M.-L. – S. 98.
6 Aktual’nye problemy sovremennogo obrazovanija / pod red. akademika M. I. Mahmutova. – Kazan’: Centr innovacionnyh
tehnologij, 2001.
7 Badaljan L. Mozg – jevoljucionirujushhaja sistema // Nauka i zhizn’. – 2014. – № 6. – S. 58
8 Kant I. Kritika chistogo razuma / per. s nem.; predisl. I. Evlampieva. – M.: Jeksmo; SPb.: Midgard, 2007. – 1120 s. (Giganty
mysli).

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования