Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя иностранного языка

  • U Orynbayeva Казахский университет международных отношений
  • Sh Zhakumova Жетысуский государственный университет. имени И. Жансугурова
  • K Smagulov Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Аннотация

В статье поднимается проблема понимания роли рефлексии в профессиональной           педагогической деятельности. Раскрывается актуальность диагностики и формирования    педагогической рефлексии студентов-практикантов. Приведено обоснование возможности    управления развитием педагогической рефлексии у студентов-практикантов в условиях специально     организованной педагогической деятельности. Описаны специально разработанные задании,направленные на развитие личностной и коммуникативной рефлексии   студентов-практикантов.Представлены апробированные способы формирования умений личностной и коммуникативной      рефлексии, доказательства их эффективности. Приведены эффекты личностной рефлексиив процессах профессионально-личностного развития и саморазвития, коммуникативной      рефлексии – в построении развивающей стратегии педагогического взаимодействия учителей     с студентами. Принимая во внимание результаты проведенного исследования, предлагаются        некоторые рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения студентов-  практикантов умениям педагогической рефлексии.     Эффективными способами формирования навыков рефлексии являются следующие      упражнения: «Картина будущего»; «Мотивация мониторинга»; «Мини-программа»; «Символ успеха    жизни»; «Мои достижения в жизни и профессии»; «Решение жизненных и профессиональных        проблем»; «Мой идеал профессора»; «Ценности профессиональной жизни»; «Пирамида       профессионального роста» и др. Студенты-практиканты отметили позитивные стороны этих      методов: возможность переоценить негативный прошлый опыт и найти в нем позитивный стимул    для развития; конкретное определение путей текущего самоконтроля мотивации и поведения,    способов преодоления жизненных и профессиональных проблем, путей и средств саморазвития;    формирование четкого желаемого образа себя в будущем, значительное углубление различных       представлений о себе, внутреннем мире, конкретизация и корректировка «образа Я»; укрепление           навыков эффективного самоанализа.    Ключевые слова: педагогическая рефлексия, личностная и коммуникативная рефлексия,рефлексивная умения, самопознания, самооценка, самоосмысление, самокоррекции.
Опубликована
2018-09-06
Как цитировать
ORYNBAYEVA, U; ZHAKUMOVA, Sh; SMAGULOV, K. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя иностранного языка. Journal of Educational Sciences, [S.l.], v. 55, n. 2, p. 26-34, sep. 2018. ISSN 2520-2650. Доступно на: <http://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/505>. Дата доступа: 19 nov. 2018
Раздел
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.