Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя иностранного языка

  • U Orynbayeva Казахский Национальный университет имени аль-Фарабифакультет философии и полиологиикафедра педагогики образовательного менеджмента
  • Sh Zhakumova
  • K Smagulov

Аннотация

В статье поднимается проблема понимания роли рефлексии в профессиональнойпедагогической деятельности. Раскрывается актуальность диагностики и формированияпедагогической рефлексии студентов-практикантов. Приведено обоснование возможностиуправления развитием педагогической рефлексии у студентов-практикантов в условиях специальноорганизованной педагогической деятельности. Описаны специально разработанные задании,направленные на развитие личностной и коммуникативной рефлексии студентов-практикантов.Представлены апробированные способы формирования умений личностной и коммуникативнойрефлексии, доказательства их эффективности. Приведены эффекты личностной рефлексиив процессах профессионально-личностного развития и саморазвития, коммуникативнойрефлексии – в построении развивающей стратегии педагогического взаимодействия учителейс студентами. Принимая во внимание результаты проведенного исследования, предлагаютсянекоторые рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения студентов-практикантов умениям педагогической рефлексии.Эффективными способами формирования навыков рефлексии являются следующиеупражнения: «Картина будущего»; «Мотивация мониторинга»; «Мини-программа»; «Символ успехажизни»; «Мои достижения в жизни и профессии»; «Решение жизненных и профессиональныхпроблем»; «Мой идеал профессора»; «Ценности профессиональной жизни»; «Пирамидапрофессионального роста» и др. Студенты-практиканты отметили позитивные стороны этихметодов: возможность переоценить негативный прошлый опыт и найти в нем позитивный стимулдля развития; конкретное определение путей текущего самоконтроля мотивации и поведения,способов преодоления жизненных и профессиональных проблем, путей и средств саморазвития;формирование четкого желаемого образа себя в будущем, значительное углубление различныхпредставлений о себе, внутреннем мире, конкретизация и корректировка «образа Я»; укреплениенавыков эффективного самоанализа.Ключевые слова: педагогическая рефлексия, личностная и коммуникативная рефлексия,рефлексивная умения, самопознания, самооценка, самоосмысление, самокоррекции.
Опубликована
2018-09-06
Как цитировать
ORYNBAYEVA, U; ZHAKUMOVA, Sh; SMAGULOV, K. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя иностранного языка. Journal of Educational Sciences, [S.l.], v. 55, n. 2, p. 26-34, sep. 2018. ISSN 2520-2650. Доступно на: <http://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/505>. Дата доступа: 21 sep. 2018
Раздел
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.