Применение принципов корпоративного управления в высших учебных заведениях. Жоғары оқу орнында корпоративті басқарудың принциптерін қолдану.

Авторы

  • A. А. Аltaibek Алматинский гуманитарно-технический университет, Казахстан,Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • A. М. Zhusupov Алматинский гуманитарно-технический университет, Казахстан,Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • K. А. Zhusupova Алматинский гуманитарно-технический университет, Казахстан,Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • B. S. Кabataeva Алматинский гуманитарно-технический университет, Казахстан,Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

менеджмент в образовании, менеджер, корпоративное управление, эффективность управления, государственно-частное партнерство, білім менеджменті, корпоративтік басқару, басқару тиімділігі, мемлекеттік- меншік серіктестік,

Аннотация

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан (РК) на 2011-2020 годы поставлена задача совершенствования менеджмента в образовании. Корпоративное управление стало развиваться в последние десятилетия, несмотря на то, что корпоративные отношения в странах с развитой экономикой существуют давно. Практический опыт показывает, что отсутствие сильных управленческих кадров и прогрессивных технологий управления влечет за собой слабость стратегического планирования и неэффективность оперативного управления. Возникает вопрос, требующий системного исследования: каковы должны быть принципы, условия и механизмы, повышающие эффективность управления вузами в РК. В Казахстане практика корпоративного управления в вузах нашла свое развитие сравнительно недавно. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью научно-обоснованных подходов к осущест- влению разработки методологии и механизмов внедрения принципов корпоративного управления в вузах РК в условиях модернизации высшего образования, а с другой – недостаточной практикой применения данных принципов в деятельности вузов РК. Кроме того, существует объективная потребность в менеджерах, имеющих знания специфики образовательной деятельности в вузе. Многие вузы Казахстана сегодня нуждаются в специалистах, имеющих навыки управления. Анализ теории позволил выявить междисциплинарный подход к тематике. Выявлены классические механизмы менеджмента высшего образования – организационно-административный, правовый, экономический, социальный, обучающий, развивающий, творческий, культурный, новаторский. Менеджмент высшего образования в современных условиях подразумевает управление вузом с учетом условий рыночной среды. Как известно, ОЭСР, в которую сегодня входят 30 наиболее развитых стран мира, были утверждены «Принципы корпоративного управления». Внедрение принципов корпоративного управления в вузах Республики Казахстан будет способствовать переходу от государственного к государственно-общественному управлению и прозрачности деятельности вузов. Статья состоит из: введения, подразделов «Междисциплинарный подход менеджмента образования и корпоративного управления», «Казахстанская практика корпоративного управления образования», заключения. Қазақстан Республикасында 2011-2020 жылдары білім беруді дамытудың мемлекеттік бағдарламасы – білім менеджментін жетілдіру мəселесі қойылған.Дамыған экономикасы бар мемлекеттерде корпоративтік қатынастар бар болғанымен корпоративтік басқару соңғы он жылда күшеюде. Қазақстан Республикасында Жоғары оқу орындарында корпоративтік басқару тəжірибесі жақын арада дамуы басталды. Бұл, бір жағынан, жоғары білім жаңарту шарттарында Қазақстан Республикасы жоғары оқу орындарына корпоративтік басқару принциптерін еңгізу механизмдерін жəне əдістемені дамытуын іске асыруын ғылыми негізделген тəсілдері қажетімен, екінші жағынан, Қазақстан Республикасы жоғары оқу орындары қызметінде аталған принциптерінің қолдануының жеткіліксіз тəжірибесімен ескертілген. Бұдан басқа жоғары оқу орындары білім беру қызметі ерекшелігін білетін менеджерлерде əділдік қажеттілігі де орын алады. Қазіргі уақытта Қазақстан Республикасындағы ЖОО көбісі басқару икемі бар мамандарды кажет етеді. Тақырыпқа сəйкес пəнаралық бағытты анықтауға мүмкіндік беретін теориялар талданған. Жоғары мектеп менеджментінің классикалық механизмдері көрсетілген – əкімшілік-ұйымдастырушылық, құқықтық, экономикалық, əлеуметтік, оқытушы, дамытушы, шығармашылық, мідени, новаторлық. Қазіргі кезде жоғары білім беру менеджменті нарықтық орта талаптарына сəйкес ЖОО басқаруын есепке алады. Мəлім болғандай, ОЭСР дүниежүзінің 30 дамыған мемлекеті кіретін «Корпоративті басқару принциптері» бекітілген. Қазақстан Республикасында ЖОО корпоративтік басқару принциптерін енгізуі ЖОО қызметтерінің ашықтығына жəне мемлекеттік басқарудан мемлекеттік-қоғамдық басқаруына өтуіне мүмкіндік береді. Мақала кіріспеден, «Білім беру менеджментінде пəнаралық бағыт жəне корпоративті басқару», «Білім беруді корпоративті басқаруда Қазақстандық тəжірибе», қорытындыдан тұрады.

Библиографические ссылки

1 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. URL: www.government.kz (15.12.2012 г.).
2 Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: уч. пособие для вузов. – М.: «Изд-ство ПРИОР», 2002. – 384 с.
3 Раймон-Ален Тьетар. Менеджмент: Пер. с франц.-СПб.: Изд-ский Дом «Нева», 2003. – 96 с.
4 Вазина К.Я. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогика, 1992. – 268 с.
5 Селезнева Н.А. Автоматизация проектирования систем управления качеством. дис…док. тех. наук в форме научного доклада. 15.03.12, 15.03.10. – Воронеж: ВПИ, 1992. – 37 с.
6 Бордовский В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 179 с.
7 Березовин Н.А., Чепиков В.Т., Чеховских М.И. Основы психологии и педагогики. уч. пособие. –Минск: «Новое знание», 2004. – 336 с.
8 Прикот О.Г. Проектирование стратегии развития Санкт Петербургского государственного университета педагогического мастерства // Университетский вестник. – 2002. – №3. – СПб: СПбГУПМ,
2002. – С.4-55.
9 Трапицын С.Ю., Бавина П.А. Оценка качества программ профессиональной подготовки менеджеров образования // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2012. – № 1 (35). – С. 71-75.
10 Грейсон Дж. К. Мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. –М.: Экономика, 1991. – 319 с.
11 Рубинштейн М.Ф., Фирстенберг А.Р. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003.-XVI, 192 с.
12 Кроуфорд У. Управление государственным университетом как бизнесом //Матер. 4-й ежегод. межд. конф. Образовательной сети. – Алматы, 2004. – 118 с. – С. 49-51.
13 Спектор М.Д. Вуз в рыночной экономике. – Алматы: «Өнер», 2001. – 194 с.
14 Баталов Ю. О влиянии развития рыночной экономики как внешней среды системы высшего инженерно-технического образования на подготовку инженерных кадров //Поиск, серия гуманитарных наук. – 2003. – №3. – С. 77-81.
15 В. Королев, В. Кулагин. Управление ВУЗом с точки зрения принципов корпоративного управления. Университетское управление. – №6. – 2006. – С. 90-97.
16 URL: www.twirpx.com (17.12.2012 г.)
17 Иссык Т., Копытин А., Косолапов Г., Кокбасарова Г., Марусич И., Саматдин А., Филин С., Шалгимбаева Г. Корпоративное управление: казахстанский контекст: учебное пособие / Под общей редак-
цией С.А. Филина. – Алматы, ТОО «Институт Директоров», 2009. – 372 с.
18 Управление организацией. Энциклопедический словарь /Под ред. Поршнева А.Г., Кибанова А.Я., Гунина В.Н.- М.: Издательский Дом ИНФРА. – М., 2001. – 822 с.

Загрузки

Опубликован

2016-01-14

Выпуск

Раздел

Менеджмент образования