Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя иностранного языка

Авторы

  • U Orynbayeva Казахский университет международных отношений
  • Sh Zhakumova Жетысуский государственный университет. имени И. Жансугурова
  • K Smagulov Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Аннотация

В статье поднимается проблема понимания роли рефлексии в профессиональной
           педагогической деятельности. Раскрывается актуальность диагностики и формирования
    педагогической рефлексии студентов-практикантов. Приведено обоснование возможности
    управления развитием педагогической рефлексии у студентов-практикантов в условиях специально
     организованной педагогической деятельности. Описаны специально разработанные задании,
направленные на развитие личностной и коммуникативной рефлексии   студентов-практикантов.
Представлены апробированные способы формирования умений личностной и коммуникативной
      рефлексии, доказательства их эффективности. Приведены эффекты личностной рефлексии
в процессах профессионально-личностного развития и саморазвития, коммуникативной
      рефлексии – в построении развивающей стратегии педагогического взаимодействия учителей
     с студентами. Принимая во внимание результаты проведенного исследования, предлагаются
        некоторые рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения студентов-
  практикантов умениям педагогической рефлексии.
     Эффективными способами формирования навыков рефлексии являются следующие
      упражнения: «Картина будущего»; «Мотивация мониторинга»; «Мини-программа»; «Символ успеха
    жизни»; «Мои достижения в жизни и профессии»; «Решение жизненных и профессиональных
        проблем»; «Мой идеал профессора»; «Ценности профессиональной жизни»; «Пирамида
       профессионального роста» и др. Студенты-практиканты отметили позитивные стороны этих
      методов: возможность переоценить негативный прошлый опыт и найти в нем позитивный стимул
    для развития; конкретное определение путей текущего самоконтроля мотивации и поведения,
    способов преодоления жизненных и профессиональных проблем, путей и средств саморазвития;
    формирование четкого желаемого образа себя в будущем, значительное углубление различных
       представлений о себе, внутреннем мире, конкретизация и корректировка «образа Я»; укрепление
           навыков эффективного самоанализа.
    Ключевые слова: педагогическая рефлексия, личностная и коммуникативная рефлексия,
рефлексивная умения, самопознания, самооценка, самоосмысление, самокоррекции.

Загрузки

Опубликован

2018-09-06

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.