https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/issue/feedВестник КазНУ. Серия педагогическая2024-09-20T00:00:00+00:00Kudaibergenovabulletin-pedagogic-sc@mail.ruOpen Journal Systemshttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1944Ведение и использование блога как средства развития коммуникативных умений учителей физики 2024-08-15T18:11:14+00:00С. Игнатьева svetlana.ignatjeva@du.lv Н. Жанатбекова n.zhanatbekova@mail.ruД. Нургалиева dinara_nurgalieva91@mail.ru<p>В современной системе образования невозможно представить процесс обучения без использования Интернета, который стал незаменимым инструментом для всех субъектов образования. В настоящий момент участниками образовательного процесса широко используются современные технологии в качестве основы передачи и накопления знаний. Набирающим популярность направлением обучения является технология ведения и использования образовательного блога, которая позволяет учителю более эффективно планировать процесс обучения, а также обобщать и оценивать его результаты. С развитием данной сферы произошла трансформация блога в средство межличностного общения и в массовую коммуникативную среду, обладающую интерактивностью, оперативностью, свободой высказывания. Тем не менее, не каждый учитель на сегодняшний день обладает навыками и знаниями в области информационных технологий, достаточными для эффективного ведения и использования образовательного блога.</p> <p>Целью исследования - определение отношения учителей физики, работающих в организациях среднего образования области Жетысу Республики Казахстан, к необходимости ведения и использования блога в качестве средства развития коммуникативных умений. В эмпирической части исследовании приняли участие 116 учителей физики, был использован метод анкетирования. При обработке результатов посчитана частота ответов. В результате проведенного исследования было выявлено, что большинство опрошенных педагогов благосклонно относятся к ведению и использованию на уроках физики образовательных блогов наряду с традиционными средствами обучения. Выявлена необходимость проведения на уровне организаций образования обучающих семинаров и курсов по ведению и использованию образовательных блогов для того, чтобы у учителей физики сформировалось понимание принципов и методов его ведения и использования. Также в статье выявлена необходимость разработки стратегий управления образовательным блогом для понимания учителями того, как интегрировать, использовать и поддерживать образовательный блог в обучении физике, а также эффективного использования времени и сил при ведении блога. Кроме того, сделан вывод о необходимости продолжения исследований по решению проблем, которые могут возникнуть у учителей при ведении и использовании образовательного блога в качестве дополнительного инструмента в обучении физике.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> образовательный блог, коммуникативные умения, информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, качество обучения, преподавание физики, информационные средства обучения.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1950Формирование у учащихся навыков анализа информационных графиков посредством конструктивной обратной связи2024-05-19T22:42:29+00:00А. Садыковаainura_pulsativa@mail.ruМ. Мынбаеваmynbaeva_m@sm.nis.edu.kzГ. Исмаиловаgm-1987@mail.ruМ. Искаковаmaris1976@mail.ruЖ. Нуртазинаnurtazina_zh@sm.nis.edu.kz<p>Система суммативного оценивания разработана совместно с Советом оценивания Кембриджа по вопросам международного образования и нацелена на измерение функциональности получаемых знаний и сформированных навыков широкого спектра через выполнение учащимися различных видов заданий. Также в статье изучается международная программа по оценке образовательных достижений PISA учащихся общеобразовательных школ и Назарбаев Интеллектуальных школ, таких как математическая и функциональная читательская грамотность. В исследовании выявлено что, международные задании как PISA и AS-/A-Level, часто сопровождаются информационными графиками как визуальные органайзереры, которые требуют навыков высокого порядка по таксономии Блума. В статье рассматриваются результаты работ учащихся 12-ых классов Назарбаев Интеллектуальной школы г.Семей по сдаче внешних суммативных экзаменов, сопоставимых с международными стандартами AS-/A-Level. В настоящее время задания, соответствующие данному типу международного экзамена, инициируются в общеобразовательных школах и вузах Казахстана. Поэтому учитель-новатор должен обладать психолого-педагогическими методами, стратегиями обучения. Одной из стратегий является CLIL, где применяются информационно визуальные органайзеры, и организуется конструктивная обратная связь для понимания и решения студентами заданий при сдаче международных экзаменов. В данном исследовании были рассмотрены не только множество визуальных органайзеров в суммативном оценивании, но также представлены конструктивные обратные связи учащимся 11-12 классов по биологии и информатике. В статье также были тщательно изучены аналитические отчеты международных экзаменов.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> конструктивная обратная связь, графические визуальные органайзеры, таксономия Блума, компетенции, интерпретация.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1974Преподавание биологии в старших классах средней школы: апробация электронного учебного пособия2024-05-21T20:30:18+00:00К. Жаданzhadanks@mail.ruЕ. Романенкоevgeniy.romanenko.98@mail.ruВ. Панченкоv.aderikhina@mail.ruГ. Мухамеджановаmuhamedzhanova_gauhar@mail.ruВ. Дундуковviktormi18vk@mail.ruД. Шайкинаshajkina86@mail.ru<p>В статье рассматривается разработка и апробация инновационного электронного учебного пособия для преподавания биологии в старших классах средней школы. Разработка электронного учебника осуществлялась с целью эффективно подготовить учащихся к выпускным и вступительным экзаменам по предмету «Биология». Авторы статьи представляют гипотезы, основанные на предположении о положительном влиянии электронного пособия на успеваемость, эффективность обучения, мотивацию учащихся, положительное восприятие педагогами и снижение тревожности. Исследование включает разработку пособия с использованием интерактивных элементов, мультимедиа, визуализации и персонализированного подхода к обучению. Электронное пособие было апробировано в средней школе, в результате апробации были оценены его влияние на процесс обучения и учебные результаты учащихся. При проведении исследования применялись методы педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, анкетированием учащихся, методики М.И. Рожкова, Б.Н. Филлипса, методы математической статистики U-критерий Манна-Уитни, T-критерий Вилкоксона. Результаты проведенного исследования подтвердили положительное воздействие инновационного электронного учебного пособия на успехи учащихся в биологии, и подтвердили гипотезы, предложенные авторами. Эта статья предлагает ценные научные и практические рекомендации для применения электронных учебных пособий в образовательном процессе и обогащения преподавания биологии в старших классах.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> электронное пособие, биология, выпускные экзамены, единое национальное тестирование, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельное обучение, интерактивные технологии.</p>2024-03-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2381Практики и восприятия использования родного языка и перевода: тематический анализ фокус-группового интервью с учителями английского языка в Казахстанских средних школах2024-05-19T22:26:28+00:00A. Смағұлsaidanam@student.elte.hu<p>Со второй половины 20-го века до настоящего времени монолингвальное преподавание традиционно рассматривалось как оптимальная методика в литературе и научных исследованиях в области преподавания английского языка (ELT). Однако наблюдается растущее осознание того, что доминирующая теория ELT может предоставлять менее точное представление о динамике в классе, по сравнению с тем, что можно увидеть на практике. Поэтому, данная статья исследует практики и восприятия учителей относительно использования родного языка учащихся (L1) и перевода на занятиях по английскому языку как иностранному. Для достижения этой цели было проведено фокус-групповое интервью с работающими учителями английского языка в средних школах Казахстана, отобранными по методу целенаправленной выборки. Тематический анализ данных интервью выполнялся вручную, что позволило выявить и подробно описать три основные темы: (1) преподавание английского через родной язык, (2) уровень владения английским языком учащихся и использование родного языка, а также (3) недостатки монолингвального обучения. Каждая тема и подтемы подкреплены цитатами из интервью и обсуждены в контексте методик преподавания английского языка и соответствующих исследований.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> родной язык в преподавании английского языка, перевод в преподавании языка, транслингвальность, полилингвальное обучение, практики учителей, фокус-группа, тематический анализ.</p> <p><strong> </strong></p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2339Геоинформационные технологии как средство развития навыков геопространственного мышления2024-04-16T13:15:25+00:00Н. Усеновnurik_88_kaznpu@mail.ruШ. Лайсхановshah_394@mail.ruЕ. Исаковerlan.issakov@gmail.comД. Алиаскаровduman_06@mail.ruЕ. Абикбаевerzhan_8787_kz@mail.ru<p>Использование геопространственных технологий становится все более важным в географическом образовании, позволяя осуществлять такие виды деятельности, как поиск пространственных данных, выборка, организованное хранение и передача необходимой информации. Однако этот процесс идет очень медленно из-за множества препятствий, мешающих внедрению геопространственных технологий в среднее образование. Поэтому целью данного исследования было проанализировать текущее состояние геопространственных технологий в преподавании географии в школах Казахстана и оценить потенциал этих технологий для развития геопространственных навыков учащихся. Состояние применения геопространственных технологий в среднем образовании Казахстана было определено путем опроса. В опросе приняли участие 208 учителей географии из 17 областей и 3 крупных городов Казахстана. Результаты опроса показали, что 96,2% респондентов используют геопространственные технологии (географические информационные системы - ГИС, программное обеспечение, картографические сервисы, геопорталы, мобильные ГИС-приложения). Наиболее распространенными являются мобильные ГИС-приложения (69,5%) и картографические сервисы (21,4%). Также выяснилось, что 24,1% респондентов используют ArcGis и 20,7% - QGIS для разработки данных на основе ГИС. Несмотря на то, что содержание типичных программ и учебников для средней школы отражает проблему практического применения ГИС-технологий, выяснилось, что учителя сталкиваются с рядом препятствий при их использовании. Поэтому учителям было бы полезно использовать не только ГИС, но и геопространственные технологии в целом при преподавании школьной географии. В будущем геопространственные технологии помогут учащимся развить навыки геопространственного мышления благодаря своим многофункциональным возможностям.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>школьная география, геоинформационные технологии, развитие геопространственного мышления.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2166Проблемы формирования предметной компетентности учащихся при обучении физике2024-01-05T15:35:25+00:00A. Сагатбекsagatbek.amangul89@gmail.comГ. Габдуллинаgabdullina2401@gmail.com<p>В последние годы глобальные проблемы привели к значительным изменениям в системе образования. Некоторые из этих изменений оказали положительное влияние на учебный процесс, тогда как другие имели негативные последствия. Например, внедрение инновационных технологий и цифровых образовательных инструментов улучшило результаты обучения. Однако негативные последствия глобализации, такие как увеличение отвлекающих факторов и утрата традиционных образовательных ценностей, привели к снижению мотивации учащихся к обучению.</p> <p>Цель данной статьи — выявить факторы, препятствующие формированию предметной компетенции учащихся при обучении физике в современных условиях. В рамках исследования был проведен опрос 53 учителей с различным стажем преподавания физики в казахских классах. Опрос был направлен на выявление мнений преподавателей о проблемах, с которыми они сталкиваются при формировании компетенций у учащихся.</p> <p>Результаты опроса показали, что подавляющее большинство учителей считают основной преградой для формирования предметной компетенции недостаток дидактических материалов, разработанных в соответствии с обновлённой образовательной программой. Отсутствие таких ресурсов значительно затрудняет преподавание ключевых понятий физики и снижает вовлечённость учащихся. Кроме того, было выявлено, что школы, особенно в отдалённых сельских районах, недостаточно обеспечены учебными пособиями и оборудованием, что также препятствует качественному обучению.</p> <p>Также учителя отметили снижение мотивации учащихся к обучению, что связано с несколькими факторами. В частности, цифровые отвлекающие факторы и разрыв между повседневной жизнью и учебным процессом оказывают значительное влияние на учебную мотивацию. Недостаточная мотивация, наряду с нехваткой учебных ресурсов, представляет собой серьёзный барьер для формирования предметной компетенции по физике.</p> <p>В заключение можно отметить, что для улучшения преподавания физики и повышения уровня компетентности учащихся необходимо решить несколько ключевых проблем. Важно обновить дидактические материалы в соответствии с новой программой, а также обеспечить школы, особенно в сельской местности, необходимыми ресурсами и оборудованием. Дополнительно следует разрабатывать стратегии, направленные на повышение мотивации и вовлечённости учащихся, что создаст более благоприятные условия для успешного освоения физики.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong><em>:</em> физика, предметная компетентность, процесс глобализации, Болонский процесс, обновленная образовательная программа.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1975Воспитательный потенциал медиакультуры в формировани личности будущего педагога-психолога2024-02-14T17:39:12+00:00А. Масимбаеваmasimbaeva72@gmail.comА. Дүйсенбаевadk7575@mail.ruА. Турлыбаеваturlybaeva.2000@mail.ruС. Ертисоваe.s.bolatovna@mail.ru<p>Для современного казахстанского общества воспитание молодежи через медиакультуру, основанную на духовных, культурных и нравственных ценностях, является актуальной исследовательской проблемой. В статье проанализированы возможности, сущность и значение воспитательного потенциала медиакультуры в формировании личности студентов. В ходе исследования были рассмотрены воспитательные аспекты телепрограмм, направленные на развитие духовного мышления и успешную социализацию, развивающие навыки, необходимые молодежи для уверенного и успешного пребывания в меняющемся мире. В статье также представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение воспитательного влияния медиакультуры на учащихся. Уточнена роль национальных телеканалов в обществе, формировании личности. На основании результатов опроса, проведенного в практической части исследования, было установлено, что качество телепрограмм влияет на массовое сознание и воспитание будущих специалистов. В ходе исследования были использованы методы анализа, сортировки, опроса, диагностики, педагогического эксперимента, математической и статистической обработки. В опросе приняли участие 210 студентов различных факультетов Казахского национального университета имени аль-Фараби. Согласно результатам исследования, доказано, что участие преподавателей, привлечение высококвалифицированных специалистов к созданию программ может влиять на массовое сознание и воспитание молодежи. Также установлено, что большую роль в воспитании будущих специалистов играет влияние отечественных телеканалов и познавательных телепрограмм.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>общественное мнение, телевизионная программа, медиакультура, воспитание личности, национальный телеканал, эксперимент.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2376Роль идентификации в саморазвитии молодежи2024-05-10T10:08:58+00:00Б. Аринова baxit-a@mail.ruК. Бижановаk.bizhanova@inbox.ru<p>В статье теоретически и практически проанализированы структура и содержание процесса идентификации как важного направления социальной активности современной молодежи. Благодаря роли социальной группы и особенностям взрослой жизни молодые люди быстро адаптируются к трансформационным процессам в обществе, а также усваивают ценности и культурные изменения конкретного периода, и проходят процессы идентификации. Проведен комплексный анализ научно-теоретической литературы по теме исследования: понятие «идентификация» личности рассмотрены в контексте философии, психологии и социальных наук, что стало основой для определения особенностей формирования и содержания идентификации, признаков и факторов, влияющих на нее.</p> <p>В статье, в соответствии с мнениями, высказанными в работах зарубежных, стран СНГ и отечественных ученых, определено значение идентификации в саморазвитии личности, а также предпринята попытка научно-методического обоснования данного понятия. смысл. В практической части исследования проведена эмпирическая работа. Был проведен опрос Э. Шострома «Оценка уровня самоактуализации», определяющий самореализацию как показатель личностных особенностей молодежи. В диагностике приняли участие 79 студентов специальности «Педагогика и психология» бакалавриата Казахского национального университета им.аль-Фараби. Согласно результатам проведена дифференциация уровней личностных характеристик молодых людей.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: идентификация, концепция «Я», молодость, самореализация, саморазвитие, идентификация, сходство.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2221SCRATCH – Среда программирования в инклюзивном образовании особенности применения в практике проектно-ориентированного обучения2024-02-02T03:38:36+00:00А. Ерсултановаaitkul.yersultanova@mail.ruН. Карелханknursaule@mail.ru<p>Цифровая грамотность играет ключевую роль в формировании инклюзивного образовательного пространства, которое может адаптироваться к уникальным потребностям каждого учащегося, обеспечивая равный доступ к образованию. В результате преподавания предмета «Информатика» в общеобразовательных школах не предусмотрены конкретные примеры проектов и педагогических методов, успешно применяемых в инклюзивном образовании через компьютерные программы, например, с помощью Scratch. То есть, возникает необходимость формирования у особых детей навыков вычисления, мышления с помощью программных средств. В этой связи, в исследовательской работе была поставлена цель выявить специфику обучения с использованием Scratch – среды проектно-ориентированного метода обучения в инклюзивных классах. Для достижения этой цели сначала были выявлены условия и проанализирован опыт проектного метода обучения общеобразовательных школ на республиканском уровне. Во-вторых, разработана учебная программа проектных заданий, формирующих системное мышление учащихся, составленная в среде Scratch-программирования. Определена эффективность проектно-ориентированного метода обучения и внедрены пути практической реализации через проведение факультативного занятия класса «программирование в среде Scratch» по разработанной учебной программе.</p> <p>В дополнение к предложенной курсовой программе обучения разработан и внедрен в учебный процесс учебно – методический сборник практических заданий «создание проекта в Scratch-среде» и эффективность предложенных методов обучения определена в результате эксперимента.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>Инклюзивная среда, проектно-ориентированное обучение, Scratch-среда программирования, информатика, цифровая грамотность, методика обучения, особые образовательные потребности.</p> <p><strong> </strong></p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2312Повышение профессиональной компетенций будущих учителей иностранного языка средствами 4K модели образования в XXI веке2024-08-21T19:13:08+00:00Ф. Салыбекова sfm_82@mail.ruН. Алметов n_almetov@mail.ruГ. Карбозова 140206kgk@mail.ruА. Швайковский shvaikovskiy_a@mail.ruА. Суюбердиева aiman.suyuberdieva@mail.ru<p>Данное исследование направлено на изучение процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка к реализации 4К модели образования в средней общеобразовательной школе. Цель статьи - представить результаты исследования тенденций, направлений и педагогических условий эффективной организации процесса подготовки студентов образовательной программы 6В01730 – «Иностранный язык: два иностранных языка» к реализации 4К концепции образования в школе, предложить научно-обоснованные рекомендации по тематике профессионально-ориентированного формирования гибких навыков у будущих учителей. В эмпирической части исследования были проведены опрос студентов на предмет уровня их знаний и представлений в аспекте 4К концепции, ее реализации в школьной практике. В эмпирической части исследования приняло участие 169 студентов образовательной программы 6В01730 – «Иностранный язык: два иностранных языка». Методом экспертной оценки выявлена сформированность у будущих учителей методико-технологических умений преподавания и обучения школьников 4К навыкам. В качестве материалов исследования были использованы образовательные программы, учебно-методические комплексы дисциплин направления подготовки «Учитель иностранного языка», методические рекомендации по организации учебного процесса в целях формирования 4К компетенций. В ходе анализа вузовской практики была получена информация о современных тенденциях, направлениях и пробелах подготовки будущих учителей иностранного языка к преподаванию и обучению учащихся общеобразовательных школ 4К навыкам. Выявлены ключевые направления и педагогические условия, комплексное использование которых повышает возможности эффективного проектирования и организации учебного процесса в вузе, направленного на формирование профессионально-ориентированных 4К компетенций у студентов образовательных программ педагогического направления. Полученные результаты вносят вклад в развитие современных моделей подготовки педагогов новой формации в высших учебных заведениях разных стран. Также, описанные подходы и модели позволят преподавателям вузов, курсов переподготовки и повышения квалификации учителей проектировать и внедрять инновационное содержание и методики развития 4К компетенций у обучающихся.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: 4К модель образования, подготовка будущего учителя, реализация 4К модели образования, будущий учитель иностранного языка, 4К компетенции, гибкие навыки, профессионально-педагогические компетенции, общеобразовательная школа.</p> <p> </p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2301Развитие TPACK-знаний будущих учителей химии в условиях цифровизации образования2024-05-19T21:12:12+00:00А. Бакажановаaikar1416@mail.ruА. Сагимбаеваsagimbaeva70@mail.ruА. Бакибаевbakibaev@mail.ruР. Шоканов aikar05@mail.ru<p>Основная идея исследования, заключается в том, что для эффективной интеграции технологий в обучение одних только знаний о технологии недостаточно, будущие учителя должны обладать различными типами знаний: технологическими, педагогическими и предметными, которые охватывает теоретический фрэймворк TPACK (Technological, Pedagogical and Content Knowledge), требуемый для привлечения будущих учителей химии к интеграции цифровых образовательных технологий в образовательный процесс. Цель исследования – установить степень эффективности разработанного авторами статьи TPACK модуля, а также выявить, как изменились представления будущих учителей химии о технологической интеграции после прохождения модуля по образовательным технологиям. В исследовании приняли участие 118 студентов 4 курса, обучающихся по специальности «подготовка учителей химии» в Актюбинском региональном университете имени К. Жубанова (Казахстан). Было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная. Обязательный модуль преподавания химии, проводимый для всех студентов указанной специальности в виде еженедельной лекции стандартной продолжительности, для экспериментальной группы на протяжении 10 недель дополнялся семинаром, посвящённым интеграции технологий в процесс обучения. На экспериментальном семинаре студенты обучались разработке диагностических заданий с помощью приложений-викторин, созданию коротких наглядных видеороликов по химическим тематикам, использованию симуляторов и удалённых лабораторий и пр. В общей сложности было проведено 10 семинаров. Для измерения предметно-специфических знаний в области интеграции технологий был разработан тест, состоящий из 8 открытых вопросов, который студенты прошли до начала и по окончании исследования. Дополнительно было проведено интервьюирование пяти участников экспериментальной когорты со средними показателями. Согласно результатам исследования, средний балл постэкспериментального тестирования у участников экспериментальной группы статистически значимо превышал показатель в контрольной группе. Интервьюирование показало, что студенты, прошедшие экспериментальный модуль, не только освоили цифровые технологии, но и научились вполне эффективно интегрировать их в образовательный процесс.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>теоретический фрэймворк TPACK, образовательная технология, будущие учителя химии, педагогическое образование, цифровые технологии.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2133Уcловия, механизмы перехода от парадигмы «повышение квалификации» к парадигме «непрерывное профессиональное развитие педагогов»2023-12-11T10:38:38+00:00Л. Койшигулова l.koishigulova@asu.edu.kz Г. Шугаеваgul.shugaeva@asu.edu.kzГ. Курмангазиева kurmangazieva52@mail.ruГ. Нурсултановаnursultanovagulzhan@gmail.com<p>В статье научно обоснованы условия, механизм и ресурсы перехода от парадигмы повышения квалификации к парадигме непрерывного профессионального развития педагога. Важнейшим условием обеспечения качества образования в условиях обновления содержания обучения на всех уровнях образовательной системы Казахстана является постоянное профессиональное развитие педагога. В связи с этим в данной статье рассматривается состояние прохождения «непрерывное профессиональное развитие педагога» как актуальная проблема в настоящее время. Цель исследования - научно обосновать условия, механизмы и ресурсы перехода от парадигмы «повышения квалификации» к парадигме «непрерывного профессионального развития педагога». Использованы методы исследования: контент-анализ, сравнительный анализ, теоретический анализ. Результат исследования: на основе концептуальных подходов проведен анализ и обоснованы причины перехода от парадигмы «повышения квалификации» к парадигме «непрерывного профессионального развития педагога»; со сравнительной точки зрения изучен международный и казахстанский опыт внедрения парадигмы «повышения квалификации» в парадигму «непрерывного профессионального развития педагога» и «непрерывного профессионального развития педагога». Область применения: система среднего образования; профессиональное педагогическое образование, послевузовское педагогическое образование, дополнительное профессиональное педагогическое образование; система профессионального развития педагогических кадров.</p> <p> <strong>Ключевые слова:</strong> непрерывное педагогическое образование, профессиональное развитие учителей, непрерывное профессиональное развитие педагогов.</p> <p> </p> <p> </p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2416 О развитии SMART технологии в цифровой образовательной среде Казахстана2024-06-25T08:25:26+00:00А. Абылкасымоваaabylkassymova@mail.ruД. Ахмед-Заки darhan_a@mail.ruН. Жұмабайnurman-0906@mail.ru<p>Целью исследования - анализ исследований казахстанских и зарубежных ученых по развитию SMART-образования и его цифровой трансформации в Казахстане. В статье проанализированы наиболее содержательные научные статьи казахстанских и зарубежных ученых, посвященных изучению состояния, практического применения и дальнейшего использования SMART технологии как в целом в Республике Казахстан, так и в системе образования страны. В исследовании рассматриваются и анализируются надежные академические базы данных, такие как Google Scholar, ERIC, Web of Science и SCOPUS, а также соответствующая литература с использованием государственных документов и материалов международных конференций для изучения основных вопросов цифровизации в Казахстане. В основном взята глубина публикаций за последние 5 лет. На основании изучения этих работ авторы пришли к заключению, что в Казахстане новые цифровые технологии стали активно внедряться с 2018 года, после принятия в декабре 2017 года государственной программы «Цифровой Казахстан». Однако до настоящего времени Казахстан продолжает отставать в вопросах внедрения и прменения новых цифровых технологий от многих ведущих стран мира. Это позволило авторам предложить ряд рекомендации, позволяющих в значительной степени ускорить этот процесс и стать одним из передовых государств в цифровой эре. Представленные рекомендации могут помочь студентам, преподавателям и заинтересованным сторонам эффективно интегрировать цифровые технологии в систему образования. Авторы сделали упор на расширение применения SMART технологии в системе образования Казахстана.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> цифровые технологии, «Цифровой Казахстан», цифровая образовательная среда, SMART образование, обучающиеся.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2446Выбор темы диссертации: пилотное исследование в контексте Казахстанской докторантуры2024-08-16T17:50:29+00:00Ю. Токатлыгильtokatligil.y@yandex.ruА. Салиеваaigul.enu@yandex.ruА. Кармелюкenuranking@gmail.comК. Салиеваslkamilla@gmail.com<p>Выбор темы диссертационного исследования является ключевым аспектом докторантуры, определяющим как научный вклад в изучаемую область, так и траекторию академической и профессиональной карьеры исследователя. Настоящее пилотное исследование стремилось выявить взаимосвязи между выбором темы диссертационного исследования и демографическими характеристиками (пол, возраст), статусом (докторант, PhD, выпускник без защиты), научным направлением и публикационной активностью. А также установить различия по этим переменным. В исследовании принимали участие 77 респондентов. Методология включала корреляционный анализ, U-критерий Манна-Уитни и критерий Крускала-Уоллиса. Результаты показали положительные корреляции между возрастом и статусом, возрастом и достаточностью времени для выбора темы, а также возрастом и удовлетворенностью выбранной темой. Статус положительно коррелировал с публикациями в рейтинговых журналах. Результаты исследования продемонстрировали значимые различия в аспекте научного направления по переменной самостоятельность выбора темы диссертационного исследования. Различий по изучаемым переменным в аспекте возраста, пола, статуса и публикационной активности не обнаружено. Предложены полезные идеи для будущих исследований проблемы выбора темы диссертационного исследования докторантами. Практическая значимость исследования состоит в том, что понимание связей и различий между выбором темы, демографическими данными, статусом и публикационной активностью может помочь разработать эффективные стратегии поддержки докторантов.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> докторантура, PhD, тема исследования, диссертация, выбор темы.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2392Индикаторы рейтингов как критерии академического превосходства в высшем образовании: Казахстанский контекст2024-05-22T14:39:59+00:00Р. Кудайбергеноваr.kudaibergenova@almau.edu.kzА. Сериккалиеваa.serikkaliyeva@almau.edu.kz<p>Статья посвящена оценке критериев и показателей измерения академического превосходства в рамках международной системы оценивания университетского образования. В статье рассматриваются существующие критерии оценки, включая роль рейтинговых систем, и представлены примеры зарубежных инициатив, анализирующие их взаимодействие с рейтинговыми оценками. Авторы также обсуждают идею создания Центра Академического Превосходства (ЦАП) в Казахстане, основываясь на мировой опыт внедрения инициатив академического превосходства. Особое внимание уделяется анализу стартовых позиций казахстанских вузов по индикаторам рейтингов, что позволяет сделать выводы о текущем состоянии академического сектора в стране и его месте в мировом контексте. На основе экспертных интервью топ-менеджмента и профессорско-преподавательского состава ведущих казахстанских вузов выделены основные критерии академического превосходства и их корреляция с индикаторами рейтингов. В статье также проведен SWOT-анализ позиции казахстанских вузов в рейтинге QS World University Rankings 2024 по ключевым индикаторам. Методология исследования основана на обоснованной теории, применяемой в качественных методах. Практическое значение итогов работы заключается в формировании рекомендаций для улучшения позиций казахстанских университетов в международных рейтингах и усиления их конкурентоспособности на глобальном уровне.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> критерии рейтингов, индикаторы, академическое превосходство, центр академического превосходства.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2353Образовательная практика по профориентационной работе среди выпускников 2024-04-23T08:46:00+00:00 М. Садыроваsimanbaeva4@gmail.comК. Мухтарова msadirova58@gmail.comK. Макашева nurtan922@gmail.comС. Иманбаева nurtan922@gmail.com<p>В статье раскрываются проблемы выбора профессии выпускников школ, переходного периода для молодых людей (от учебы к работе), сложность с профессиональной ориентацией, и, как следствие, высокая безработица на рынке труда. Перечисленные проблемы охватывают многие государства мира. Одна из причин такого негативного роста связана, прежде всего, с изменениями в функционировании образовательной системы, что в итоге может привести к социально-экономическим рискам и социальному неравенству.</p> <p>Другой причиной может быть существующая образовательная практика, которая во многом не обеспечивает заказ государства и общества на становление выпускника городской и сельской школы как субъекта социально-профессионального самоопределения. Фактически причины упираются в следующие факторы:</p> <p>- низкий уровень профориентационного взаимодействия между образовательными организациями разного уровня, порождающий подмену практико-ориентированных форм профессиональной ориентации психологическими диагностиками и консультированием;</p> <p>- использование устаревших неэффективных подходов без учета современных информационных технологий и другое.</p> <p>Целью представленного исследования является выявление в региональном разрезе трансформации профессиональных предпочтений учеников старших классов городских и сельских школ как стратегии будущей занятости. В результате проведенного анкетирования среди выпускников школ авторы подготовили выводы и предложения по оптимизации дополнительной подготовительной и организационной работы среди школьников старших классов по улучшению методики проведения профориентационных мероприятий. Данные предложения легли в основу разработанной программы социологического опроса и документов для администраций школ с целью проведения ежегодного мониторинга по выявлению профессиональных предпочтений учащихся с учетом новых трендов на рынке занятости. </p> <p> </p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>образование, школы, профессиональная подготовка выпускников, профессиональные предпочтения школьников, государственные образовательные гранты, регионы.</p>2024-09-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая