https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/issue/feedВестник КазНУ. Серия педагогическая2024-12-20T00:00:00+00:00Kudaibergenovabulletin-pedagogic-sc@mail.ruOpen Journal Systemshttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2028Теоретико-методологические основы формирования общественного сознания будущих учителей иностранного языка в эпоху информационного образования2023-09-12T00:42:22+00:00Д. Кабеноваdiana.kabenova@mail.ruС. Ускенбаеваsymbat_uskenbaev@mail.ruН. Бисалиеваnurbikebisalieva@mail.ru<p>В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования общественно значимого сознания будущих учителей иностранного языка. Авторами проведен анализ состояния и освещены перспективы развития общественно значимого сознания обучающихся в условиях открытого информационного пространства. В результате изучения данного вопроса подчеркивается необходимость корректировать влияние на студентов различной информации из интернета. В статье дан анализ зарубежной и отечественной научной литературы по искомому вопросу. Ссылаясь на стремительное развитие информационной парадигмы современного образования, исследователи определили и систематизировали теоретико-методологические подходы к формированию общественно значимого сознания в процессе общего информационного образования. Обозначенная теоретическая новизна исследования подчеркивает ее значимость, которая выражается в том, что выявленные подходы обогатят теорию и повысят потенциал педагогических исследований в этом направлении. Практическая значимость исследования заключается в определении инновационных технологий современного общего информационного обучения с применением медиатекстов, к которым авторы отнесли CLIL- и аналитико-ситуационные технологии работы с аутентичными медиатекстами из интернета. Определив концептуальные основы (содержательная и процессуальная): цель, содержание, организация, методы и формы и т.д., авторы внедрили их в практику подготовки будущих учителей иностранного языка. В статье широко представлены различные методы работы с аутентичными медиатекстами.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: общественное сознание, теоретико-методологические подходы, инновационные технологии, CLIL-технологии, аналитико-ситуационные технологии.</p> <p> </p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2122Проблемы в публикации и популяризации отечественных монографий по направлению педагогических наук2023-12-01T09:14:42+00:00К. Тайболатовk.taibolatov@uba.edu.kzМ. ТыныбаеваKuandik__94@inbox.ruГ. ЖакпароваKuandik__94@inbox.ru<p>Статья посвящена исследованию проблем, с которыми сталкиваются авторы отечественных монографий по направлению педагогических наук в процессе их публикации и популяризации. В работе был проведен анализ данных, полученных от 42 участников исследования, включающих 12 мужчин и 30 женщин, представляющих различные учебные и научные учреждения. Результаты исследования показали, что основными проблемами, с которыми сталкиваются авторы, являются ограниченный доступ к издательствам и платформам для публикации монографий, отсутствие времени на проведение исследований и подготовку материалов, а также трудности в выборе подходящих издательств. Также выявлены трудности в проектировании и структурировании научных материалов. В контексте популяризации монографий, авторы столкнулись с низким уровнем активности в продвижении своих работ. Некоторые авторы не занимаются популяризацией, а другие только начинают ее осуществлять. Среди методов популяризации наиболее используемыми оказались публикация резюме и отрывков в научных журналах, а также чтение публичных лекций по теме монографии. На основе полученных результатов, авторы предлагают ряд рекомендаций для улучшения деятельности. В частности, разработка программ поддержки авторов, содействие доступности издательств и платформ, обучение навыкам популяризации и использованию социальных сетей для продвижения монографий. Эти рекомендации направлены на повышение качества и видимости отечественных монографий в области педагогических наук.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> монография, популярность, цитата, сфера применения, трудности, пропаганда.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2502Цифровая трансформация высшего образования: вызовы времени2024-11-18T18:39:05+00:00Б. Васич gallavsic@gmail.comЖ. Сардароваsardar.Zh@mail.ruГ. Кисметова galiya-1969@mail.ru<p>Статья представляет обзорное исследование по ключевым аспектам и характеристики процесса цифровой трансформации в современной системе высшего образования. В Республике Казахстан с 2018 года действует программа «Цифровой Казахстан», включающая пять основных направлений: «Цифровизация экономических отраслей», «Переход к цифровому государству», «Внедрение цифрового Шелкового пути», «Развитие человеческого потенциала» и «Формирование инновационной экосистемы». Анализ научно-теоретической литературы позволил выделить роль информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования. Н.Ю. Игнатова указывала на роль образования как одной из базовых сфер жизни человека. Это: 1. Цифровое преимущество – формирование интеллектуального капитала. 2. Проблемы IT-образования. 3. Пандемия и цифровая трансформация в образовании. 4. Кластерные принципы развития образования.</p> <p>Цель исследования – определение роли информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования. Основные материалы для исследования включают научно-теоретические источники, отчетные документы университета, а также заполненные анкеты с ответами респондентов, собранные в рамках социально-педагогической диагностики. Методы исследования включают анализ психолого-педагогической, социально-экономической и технической литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный и системно-структурный анализ; социологические опросы и анкетирование.</p> <p>Результатами исследования являются описанные трансформационные процессы, происходящие в системе высшего образования, терминологический аппарат дидактики современного образовательного процесса с учетом цифровой трансформации, результаты социологического опроса студентов и преподавателей педагогического факультета Актюбинского регионального университета имени K. Жубанова.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>цифровая трансформация, высшая школа, дидактика, трансформационные процессы, IT-образование.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2472 Персонализированное обучение для улучшения навыков по программированию у учащихся2024-11-18T09:22:21+00:00Б. Дуйсекееваbalzhan.duisekeyeva@ayu.edu.kzС. Коневаkonevasveta@mail.ruТ. Сарсембаева talshyn.sagdatbek@kaznu.edu.kz<p>Учебная программа средней школы включает информатику в качестве одной из основных предметов с упором на основы программирования. Учащиеся изучают компьютерный код, шаг за шагом следуют учебнику, не осознавая связи между концепциями. Из-за этого многим учащимся трудно понять даже самые базовые идеи программирования, что затрудняет написание базовых программ и, в конечном итоге, использование и понимание более сложных идей. В связи с этим в настоящем исследовании предлагается персонализированная среда обучения, построенная на основе различных источников уникальных данных об учащихся, таких как трудности обучения, предпочтения в обучении и уровни классов. Анализ ответов теста помогает определить проблемы обучения, с которыми сталкиваются учащиеся. Кроме того, используется опросник по стилям обучения, позволяющий адаптировать стиль изложения в соответствии с конкретным типом обучения каждого учащегося. Учебные ресурсы каждого учащегося также упорядочены в соответствии с его уровнем успеваемости, который разделен на три категории: высокий, средний и низкий. Согласно анализу данных, учащиеся, которые использовали персонализированную среду обучения, успешно освоили основы программирования. Исследование включало в себя количественные опросы о интересах, их вовлеченности, удовлетворенности и индивидуальных предпочтениях в обучении в дополнение к качественному тестовому анализу.</p> <p>В целях улучшения способностей учащихся и результатов обучения в исследовании основное внимание уделялось эмоционально-психологической составляющей персонализированного подхода с участием учащихся 8 классов Назарбаев Интеллектуальной физико-математической школы города Тараз.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>индивидуальный подход, навык программирования, персонализированное обучение.</p> <p> </p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2377Обучающие технологии на основе искусственного интеллекта в профессионально-ориентированном иноязычном образовании2024-05-10T11:12:48+00:00М. Хамзаmadinakhamza@gmail.com<p>В последние годы развитие научного направления исследования искусственного интеллекта открыло новые возможности для трансформаций в различных областях жизни человека, включая иноязычное образование. В статье раскрыт опыт использования обучающих технологий на основе искусственного интеллекта в профессионально-ориентированном иноязычном образовании. Анализ состояния влияния новейших обучающих технологии, разработанных на базе искусственного интеллекта, на результаты изучения иностранного языка позволит выявить его преимущества и недостатки для внедрения в иноязычное образование. Делая упор на профессионально-ориентированное иноязычное образование, в исследовании определелено, каким образом обучающие технологии на базе искусственного интеллекта способствуют персонализированному обучению иностранному языку и развитию профессионально-коммуникативных компетенций. В статье также исследуется динамичная среда применения искусственного интеллекта в языковом образовании, сравнивая инновационные платформы и приложения, которые удовлетворяют особым потребностям будущих специалистов. Анализируя эмпирические данные, теоретические основы, результаты опросов и интервью это исследование дает информацию об эффективности внедрения искусственного интеллекта в иноязычное образование будущих профессионалов. Проведен опрос 175 студентов 1-2 курса по вопросам использования AI и выполнения заданий. Кроме этого, в исследовании рассматриваются перспективы изысканий в данном направлении и возможные ограничения интеграции искусственного интеллекта в иноязычное образование, ориентированное на профессиональную подготовку будущих специалистов. Практическое значение итогов работы включают рекомендации преподавателям и заинтересованным сторонам для эффективного включения искусственного интеллекта в учебную программу иноязычного образования.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> Искусственный интеллект, иноязычное образование, профессионально-ориентированный уровень, обучающие технологии</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2522Использование чата GPT в образовательном процессе2024-11-12T17:18:52+00:00З. Сулейменоваzamz@inbox.ru<p>Искусственный интеллект является одним из стремительно развивающихся технологий нашей эры. Искусственный интеллект пронизывает все области нашей жизни и в этой связи хотелось бы обратить внимание на использование чатаGPT в образовании. Цель исследования: анализ использования ЧатаGPT в образовательном процессе. Очень много работ посвящено использованию искусственного интеллекта, в данном исследовании проведен обзор теоретической литературы по применению ЧатаGPT в процессе образования и даны рекомендации как можно использовать ЧатGPT в учебном процессе. Исследования показывают как активно используется ЧатGPT студентами учебных заведений. В данном исследовании использованы количественный и качественный методы. В работе даны результаты опроса 46 магистрантов первого и второго курсов образовательной программы «Иностранный язык: два иностранных языка» по использованию ЧатаGPT. Разработаны рекомендации относительно использования чатаGPT в образовательном процессе. ЧатGPT может быть применен учащимися при самостоятельной подготовке к занятиям, так как ЧатGPT позволяет учащимся принимать участие в разговоре в реальном времени, может давать оценку языковой подготовке студентов. ЧатGPT способствует развитию всех четырех навыков: речи, аудирования, письма и чтения. ЧатGPT может быть использован учителями при разработке планов уроков.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> искусственный интеллект, чат GPT, образование .</p> <p> </p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2491Роль учителя как ментора в смешанном обучении младших школьников с интеграцией CHATGPT2024-11-18T19:26:02+00:00Т. Каратаеваb_tatuana@mail.ruГ. Аспановаgulmiraramazanovna@bk.ruЭ. Баженоваe.bazhenova@api.edu.kz<p>Искусственный интеллект постепенно интегрируется во множество сфер человеческой жизни, в том числе в систему образования. Педагоги рассматривают такое взаимодействие с осторожностью, опасаясь того, что новое цифровое поколение центениалов может утратить навыки критического мышления и самостоятельного анализа информации, а также станет чрезмерно зависимым от технологий, теряя способность к обучению традиционными методами. Исследование рассматривает роль учителя как ментора в смешанном обучении для развития у младших школьников логических навыков и критического осмысления информации от чат-бота.</p> <p>Цель эксперимента – изучить влияние использования ChatGPT третьеклассниками на их успеваемость и отношение к применению искусственного интеллекта в образовании. Методология подразумевала участие 43-х школьников, разделённых на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа в течение двух недель использовала ChatGPT для проверки и решения логических задач в домашних заданиях. Методы сбора данных включали оценку успеваемости до и после эксперимента, а также опрос учащихся об эффективности модели. Статистический анализ проводился с использованием теста Д’Агостино-Пирсона, парного t-критерия и межгруппового t-теста.</p> <p>Согласно полученным результатам, экспериментальная группа демонстрировала статистически значимое повышение уровня успеваемости, а их постэкспериментальные оценки были на 10,6 % выше, чем у контрольной группы школьников. Учащиеся, использующие чат-бот в качестве дополнительного образовательного инструмента для самостоятельного обучения, положительно оценили его способность решать логические задачи. При этом их отношение к языковой модели варьировалось в зависимости от её способности выдавать правильные ответы. Так, при выявлении учениками случаев ошибок, их интерес к ChatGPT снижался. С точки зрения педагогической эффективности, ошибки модели способствуют развитию критического мышления школьников, и повышают интерес к обучению.</p> <p>Исследование раскрывает потенциал использования ChatGPT как виртуального наставника для повышения эффективности самостоятельного обучения младших школьников. При выполнении домашних заданий, дети могут просить чат-бота проверить их работу, а также использовать возможности языковой модели в качестве учебного пособия, способного корректировать неверные ответы, разрешать сомнения и направлять учащихся к лучшему пониманию учебной дисциплины и более прочному и долгосрочному закреплению знаний.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>смешанное обучение, школьники, ментор, искусственный интеллект, чат-бот, ChatGPT, цифровое образование.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2365Повышение мыслительных способностей учащихся через проблемные вопросы2024-05-05T07:55:58+00:00Б. Базарбаевbekzad.bazarbayev@ayu.edu.kzГ. Жылысбаева gulkhan.zhylysbayeva@ayu.edu.kz<p> </p> <p>Развитие критического мышления является одной из главных задач современного образовательного процесса. Для развития навыков мышления у учащихся в образовательных учреждениях применяются различные методы и подходы. Данная статья посвящена выявлению достижений учащихся на уроках химии с использованием технологии проблемного обучения для развития критического мышления. В исследовании приняли участие ученики 9-го класса специализированной школы-интерната имени Нуртаса Ондсынова в городе Туркестан. Всего в исследовании участвовали 49 учащихся, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В процессе исследования автор использовал тестирования для предварительного и последующего определения уровня знаний учащихся. Полученные результаты тестирования были проанализированы как с качественной, так и с количественной точки зрения. Для полного раскрытия уровня критического мышления использовались индикаторы критического мышления. Данное исследование направлено на определение сути проблемы с помощью постановки учащимся простых вопросов и применения метода «мозгового штурма». Итоговые результаты тестирования показали значительное улучшение достижений учащихся. Уровень сформированности навыков мышления по следующим показателям составил: формулирование выводов — 78,14%, сбор данных — 70,3%, анализ и оценка — 51,2%. Эти показатели демонстрируют способность учащихся анализировать и оценивать знания, которые они изучили и усвоили. По остальным показателям: обобщение — 73,14%, аргументация — 66,6%, способность работать самостоятельно — 68,57%, результаты также значительно улучшились по сравнению с предварительными тестированиями. Исследование показало эффективность правильного использования модели проблемного обучения на уроках химии.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: технология проблемного обучения, критическое мышление, навыки мышления, этапы проблемного обучения.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2273Сравнение эффективности метода «перевернутый класс» при изучении модуля «города Казахстана» по географии2024-02-23T20:18:28+00:00Г. Шумаковаgulnur-sh83@mail.ruА. Сергееваsergeyeva.aigul@gmail.com<p>Современное образование требует поиска инновационных методов, способствующих активному усвоению знаний, развитию аналитических способностей и повышению мотивации студентов. Одним из таких подходов является метод «перевернутого класса». Этот метод основывается на предварительном изучении студентами учебного материала до занятий и его углубленной проработке в аудитории. Исследования показывают что этот метод обучения имеет много примуществ для студентов: осваивая знания в удобном для них темпе, студенты достигают высокого уровня мыслительных навыков по таксономии Блума, развивают и совершенствуют навыки сотрудничества, коммуникации и информационных и коммуникационных технологий. В статье дается анализ эффективности, особенностей, преимуществ и недостатков метода "перевернутого класса" при преподавании модуля, связанного с городами. Традиционное преподавание темы городов Казахстана не рассматривает многих вопросов на лекциях. А метод "перевернутого класса" указывает на то, что студент имеет большие возможности получить более основательные знания. Для этого было проведено сравнение уровня знаний экспериментальной и контрольной групп. По окончании эксперимента все его участники заполнили анкеты. На основании результатов анкетирования были разработаны рекомендации по внедрению метода перевернутого класса в обучение. В результатах опроса об удовлетворенности обучением и его эффективности была использована шкала Лайкерта. На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по использованию метода «перевернутого класса» в обучении. Преподавателям рекомендуется активно использовать цифровые ресурсы, планировать интерактивные занятия и учитывать уровень подготовки студентов.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: перевернутый класс, смешанное обучение, уровни познания Б. Блума, критическое мышление, система знаний о городском населении</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2437Медицинский английский как лингва франка: опыт пациентов и стратегии преподавания2024-08-16T17:47:15+00:00A. Әлиакбароваaliakbarova.a@kaznu.kzЛ. Байтлеуоваlaura180898@mail.ru<p>В статье отражены результаты исследования с использованием смешанных методов, направленного на изучение текущего состояния использования английского языка как лингва франка в казахстанских медицинских учреждениях и международных достижений в области преподавания английского языка для медицинских целей. Для достижения этой цели мы использовали как количественные (опрос), так и качественные (систематический обзор) методы исследования. Среди потенциальных англоговорящих пациентов, которые в настоящее время учатся или проживают в Казахстане (n = 44), был проведен анонимный опрос. Выяснилось, что значительное число пациентов часто посещают больницы для лечения легких заболеваний (например, простуда, грипп), плановых осмотров и получения медицинских справок, но многие из них сталкиваются с трудностями в общении. В ходе систематического обзора, проведенного в соответствии с рекомендациями PRISMA, для окончательного анализа было отобрано 12 статей, которые позволили выявить эффективные педагогические инновации в обучении английскому языку студентов-медиков, улучшающие языковые навыки и академическую успеваемость. В частности, в рассмотренных исследованиях было выявлено несколько тенденций, таких как обучение с использованием технологий (микроблоги, мета вселенная, смешанное обучение), совместное обучение и обучение со сверстниками (обратная связь со сверстниками, привлечение иностранных студентов к взаимному обучению), а также различные интерактивные и вовлекающие методы. Результаты данного исследования могут помочь казахстанским педагогам и методистам быть в курсе педагогических инноваций, внедряемых зарубежными коллегами. Эти знания могут быть использованы для внедрения эффективных практик в учебные программы по английскому языку для студентов-медиков. Понимание опыта пациентов может повысить осведомленность преподавателей о коммуникативных проблемах, с которыми сталкиваются англоговорящие пациенты в медицинских учреждениях, и о наиболее распространенных сценариях общения между врачом и пациентом. Это может помочь преподавателям адаптировать свои занятия, чтобы лучше подготовить студентов-медиков к реальному общению в сфере здравоохранения.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: Английский для специальных целей, МАЛФ, студенты-медики, общение между врачом и пациентом.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1989Экологический контент на уроках английского языка: аспекты soft и hard CLIL2024-11-17T21:51:44+00:00С. Жаукинаsaulekab86@mail.ruГ. Длимбетоваgainid@mail.ruН. Соловьёваsolovyovana@mail.ruВ. Бежинаvukvuk85@mail.ru<p>CLIL как метод недавно рассматривался в качестве нового подхода к преподаванию естественных наук на английском языке. Несмотря на различие типов, «мягкий» (soft) CLIL для представления экологического контента в трех измерениях стал наиболее эффективным на основе полученных результатов. Исследование посвящено сравнению двух форм CLIL на уроках английского языка (иностранный язык, уровень 2) – softCLIL (имплицитное введение экосодержания), а также «жесткого» (hard) CLIL (эксплицитной «ориентированности» на экосодержание) типа на тематическом, социальном и языковом уровнях. В исследовании раскрыты рефлексивные ответы 54 студентов-второкурсников (Костанайский региональный университет им. А. Байтұрсынұлы, г. Костанай, Казахстан) изучения экологии на уроках английского языка на основе анкетирования (6 открытых вопросов, 4 теста с несколькими вариантами ответов), представлен анализ GPA, экспертной оценки преобразованной программы. Результаты исследования показали предпочтение мягкого типа CLIL жесткому в связи с недостаточным уровнем лингвистической стороны обучения, низким уровнем лексической компетентности студентов. Дальнейшее исследование должно сосредоточить внимание на балансе между мягкими и жесткими типами CLIL на уроках английского языка, усиливая лингвистический аспект обучения, а также стабилизируя мотивацию к изучению экологии у студентов.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: CLIL, экологический контент, soft CLIL, hard CLIL, тематический-социальный-лингвистический аспекты CLIL.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2296Особенности критериального оценивания иноязычной коммуникативной компетенции у студентов естественно-научного направления2024-08-21T19:52:28+00:00Д. Антонцеваdary_an_english20@mail.ruГ. Смановаgaziza_on@mail.ruР. Жекебаеваdildachanraichan76@mail.ruА. Саидваккасоваasliyakhairulla@gmail.comС. Балкыбековаsaule.0708@gmail.com<p>Подготовка будущих учителей естественно-научного направления, способных преподавать профильные предметы на английском языке, требует от высших учебных заведений Республики Казахстан новых подходов к преподаванию иностранного языка и развитию определенных компетенций. Целью данной работы является создание продуктивного рубрика для оценивания иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) на трех уровнях ее развития: удовлетворительном, оптимальном и достаточном. Теоретическая значимость исследования вносит свой вклад в использование описательного рубрика с критериями при раскрытии основных компонентов ИКК. Значение проведенного исследования на практике состоит в предложении использования нового рубрика для студентов неязыковых специальностей, который позволит повысить эффективность развития ИКК и ее компонентов. Задачей исследования стала конкретизация каждого компонента иноязычной коммуникативной компетенции, и разработка рубрика как инструмента формирующего оценивания. В основу решения поставленных задач легли общенаучные методы в рамках сравнительного и логического анализа, а также анализ и интерпретация знаний в сфере иноязычного образования. Особенностью создания рубрика стала адекватная оценка уровня ИКК, учет общеевропейских требований и новая форма контроля ИКК. Результат проделанной работы способен помочь преподавателям и студентам педагогических специальностей начать или продолжить работать над развитием ИКК на основании определения текущего уровня ее владения.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> критериальное оценивание, рубрик, иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2230Эффективность применения «Робо Diy» технологии в развитии познавательных интересов у дошкольников2024-02-06T08:23:02+00:00А. Манкешa.mankesh@mail.ruА. Ауезоваaizhan.auezova@mail.ruMехмет Акиф Созерakif@gazi.edu.trA. Абилжановаmiss.abilzhanova2604@gmail.com<p> В связи с обновлением содержания современного образования развитие позновательных интересов и любознательности, самостоятельности, формирование критического мышления дошкольников является одной из актуальных проблем сферы дошкольного образования. Современные дети живут в мире в котором быстро развивается информационные и коммуникационные технологии. Цель дошкольных организаций – с дошкольного возраста воспитать детей способными работать с этими новыми технологиями. А также развивать познавательный интерес детей к науке и к технике.</p> <p> В данной статье рассмотрены особенности применения технологии «Робо DIY» в развитии познавательного интереса дошкольников. Анализируя научные исследования дается определение понятию «Робо DIY». Проведены диагностики направленные на определение уровня познавательного интереса, уровня конструирования и навыков самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Изложены результаты исследования и показана эффективность развития познавательного интереса детей с помощью нового инновационного подхода в конструировании. Отмечается, что технология способствует не только развитию познавательных интересов детей, но и формированию самостоятельности мышления, расширению знаний, закреплению навыков, овладению умениями, воспитанию нравственных качеств. Авторы обосновывают влияние технологии «Робо DIY» на развитие ключевых компетенций востребованных в современном информационном обществе.</p> <p><strong> Ключевые слова:</strong> познавательный интерес, конструктивная игра, инженерное мышление, робототехника, «Робо DIY», STEM образование.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2460Изучение проблем вовлеченности в исследовательскую деятельность преподавателей английского языка в сельских школах2024-08-31T17:58:05+00:00Ф. Мухатоваfari.mukhatova@gmail.comК. Смаковаfari.mukhatova@gmail.comХ. Хаджимиаfari.mukhatova@gmail.com<p> </p> <p>В статье отражены результаты исследования по выявлению проблем, с которыми сталкиваются сельские учителя английского языка как иностранного (EFL) в Казахстане при проведении исследований. Данные, используемые в настоящей статье, были получены при проведении опроса на основе шкалы Лайкерта. Анализ ответов 81 респондента, проведенный с помощью SPSS, свидетельствует о том, что сельские преподаватели английского языка в целом признают ценность исследований для улучшения практики преподавания и повышения эффективности работы. Тем не менее, учителя также описали значительные препятствия для участия в исследованиях, включая отсутствие знаний и навыков в области исследований, большую нагрузку на преподавателей, которая оставляет мало времени для исследований, и ограниченную подготовку и институциональную поддержку профессионального развития в этой области. Эти проблемы одинаково воспринимались учителями с разным уровнем квалификации, что свидетельствует о наличии системных проблем в сельском образовательном контексте. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения исследовательского потенциала сельских преподавателей английского языка с помощью целевых программ обучения, инициатив по наставничеству и корректировки рабочей нагрузки, чтобы они могли более эффективно использовать исследования в своей преподавательской деятельности. Авторы предложили рекомендации.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> исследовательская компетентность, профессиональное развитие учителей, преподаватели английского языка, исследовательские проблемы, исследовательская вовлеченность.</p> <p> </p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2490Арт-педагогика в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста2024-10-17T13:16:55+00:00Р. Дабылтаеваbakytgulimanbekova0@gmail.com<p>С развитием общества и ростом потребности в творческих личностях возрастает актуальность развития творческих способностей личности посредством арт-технологий. В данной статье рассматриваются особенности и потенциал использования арт-педагогики для формирования творческих способностей воспитанников в образовательном и воспитательном процессе дошкольных учреждений. Особое внимание уделено возможностям применения арт-технологий на ранних этапах развития, то есть в сенситивный период возраста, что способствует эффективному раскрытию и развитию творческого потенциала детей, а также успешной их социализации. Проводится обзор данной проблемы в зарубежной и отечественной литературе. Арт-педагогика представлена как перспективное направление в современном образовании, соответствующее новым образовательным стандартам, ориентированным на активную деятельность обучающихся. В статье проводится теоретический анализ понятий «арт-педагогика», «творчество», «воображение» и «творческое воображение», раскрывается их сущность. Кроме того, рассматриваются возможности и необходимые условия применения методов арт-педагогики в соответствии с возрастными особенностями детей в условиях детского сада, а также излагается собственный опыт автора. Изучаются сущность и содержание арт-педагогики, её теоретические основы, и раскрывается роль в развитии творческих способностей воспитанников. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 90 детей. Также предложены методическими рекомендациями по данной проблематике.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> творчество, воображение, художественная педагогика.</p>2025-01-07T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2191Исследование взаимоотношений студентов в условиях фрустрации2024-01-18T13:47:46+00:00А. Тохтаровakniet_mukhtaruly@mail.ruК. Сайлыбаева sailybaeva.k@mail.ru С. Кунгурова akniet_mukhtaruly@mail.ruА. Ермуратова akniet_mukhtaruly@mail.ruА. Абдрахманова akniet.mukhtaruly@mail.ru<p>Одна из проблем педагогического исследования связана с неявным пониманием причины возникновения чувства фрустрации. Разочарование-относительно малоизученная часть обучения в системах высшего образования. Состояние фрустрации не только меняет психическое состояние обучащихся, но и влияет на успеваемость и отношения со сверстниками. Встречается широкий спектр личностных качеств и различных факторов, способствующих формированию чувства разочарования. Академическое давление, постоянные трудности и препятствия в обучении и т. д. ситуации приводят к усилению чувства разочарования, стрессу, заниженной самооценке и отсутствию мотивации к обучению.</p> <p>В этой статье исследуется взаимосвязь между разочарованием и его влиянием на мотивацию и успеваемость обучащихся. В статье изучено содержание взаимоотношений обучащихся в условиях уровня фрустрации и фрустрации. В статье проведен сравнительный анализ настроения учащихся, выявлены показатели случаев фрустрации с использованием методов теста фрустрационной реакции С. Розенцвейга, анкета Р. Хейвигхерса и Э. Эриксона.</p> <p>Исследование проводилось в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби, факультете философии и политологии, на кафедре педагогики и менеджмента образования. В исследовании приняли участие 68 студента в возрасте от 17 до 27 лет, в том числе 44 девочек и 24 мальчиков, студентов бакалавриата и магистратуры.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: фрустрация, разочарование, стресс, мотивация, анализ, личностные качества, педагогико-психологическое сопровождение студенческой молодежи.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2383Роль образования в формировании информационной культуры подростков с нарушениями зрения2024-05-14T11:30:06+00:00Ш. Усенбаеваshinar.usenbaeva@gmail.comО. Ауельбековomirlan.auelbek@gmail.comА. Махамбетова mahambetova-aliya@mail.ru<p>Проблема формирования информационной культуры подростков с нарушениями зрения в условиях современного образования достаточно актуальна. Существует необходимость разработки путей и средств формирования культуры в информационном пространстве. Целью статьи является методико-теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное апробирование формирования информационной культуры подростков с нарушением зрения. Основное внимание в исследовании было сосредоточено на применении эмпирических методов, а именно методу экспериментальной работы, состоящей из опроса учащихся и учителей из республиканских школ для детей с ограниченными возможностями. Основные результаты заключаются в том, что было рассмотрено как психологические, так и педагогические аспекты организации образования подростков с нарушенным зрением, была проанализирована проблематика взаимодействия слабовидящих детей с их сверстниками, а также предложены методы внедрения средств формирования информационной культуры подростков. Так же была раскрыта специфика в формировании информационной культуры учеников с нарушенным зрением в информационной среде, на основе которой была определена технология внедрения в образовательный процесс методов социализации школьников с ограниченными возможностями. Практическое значение этого научного исследования состоит в том, что указанная разработка может быть использована специалистами в сфере педагогики на практике или введена в процесс образования.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> инклюзия, слабовидящие, социализация, педагогико-психологическая характеристика, образование, образовательная среда.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическаяhttps://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2298Возможности применения технологии искусственного интеллекта в сурдопедагогике2024-11-17T21:56:23+00:00Н. Керимбаевnurasil@mail.ruР. Шадиевrustamsh@gmail.comA. Акрамоваakramova_@mail.ruК. Адамоваadamovaqarlygash@gmail.com<p>Быстрое развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) значительно меняет такие области, как образование и здравоохранение. Одной из перспективных областей для ИИ является сурдопедагогика; направление образования, которое поддерживает образование для людей с нарушениями слуха. Традиционно сурдопедагогика использовало методы и инструменты для помощи в обучении и общении для людей с нарушениями слуха. Тем не менее, включение ИИ в эту область представляет возможности для повышения результатов обучения и улучшения благополучия людей с проблемами слуха.</p> <p>Программирование таких проектов, как распознавание языка жестов, улучшает доступность общения. Однако, в дополнение к техническим аспектам, важно учитывать культурные и социальные контексты, в которых используется язык жестов. Концепция исследовательской работы по переводу языка жестов заключается в изучении и использовании Python: для распознавания символов жестов анализом методов компьютерного зрения и машинного обучения, а также разработка программного обеспечения Python для обработки изображений в целях распознавания. Разработка алгоритмов, основанных на подходах к глубокому обучению и машинному обучению жестов, помогла создать систему, способную распознавать и переводить язык. Основные четыре шага, которые включает в себя проект: 1) с помощью компьютерного зрения определяется силуэт руки; 2) указывается буква жестом руки перед камерой; 3) определение знака с помощью машинного обучения; 4) результат выводится на экран. Разработанная система позволяет определять буквы с высокой степенью и выводить результат на экран. Эти результаты показывают, что машинное обучение и компьютерное зрение имеют преимущества и востребованность в обществе.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> язык жестов, python (язык программирования), компьютерное зрение, машинное обучение.</p>2024-12-20T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая