Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped ru-RU bulletin-pedagogic-sc@mail.ru (Kudaibergenova) bulletin-pedagogic-sc@mail.ru (Assilbek Nurtang) Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.7 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Проблема создания условий для включения студентов с особыми образовательными потребностями в процесс овладения профессиональными компетенциями https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2042 <p>Формирование и развитие выпускника, отвечающего требованиям казахстанского общества, отражается в содержании образования и конкретизируется на национальном уровне посредством определения компетенций в Государственном общеобязательном стандарте образования. В настоящее время учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи не только в специальной системе дифференцированного образования, где работают специалисты, обладающие соответствующими знаниями и опытом, а также имеется необходимое программное обеспечение, образовательная, методическая и материально-техническая поддержка. Эта помощь также должна быть доступна в высших учебных заведениях. Университеты должны использовать свои кадровые, материально-технические и учебно-методические возможности для поддержки студентов, вовлеченных в образовательный процесс, а также их преподавателей и родителей.Целью исследования является изучение первичного состояния проблемы создания психолого-педагогических условий для развития профессиональной компетентности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды вуза. Для этого было проведено анкетирование, в котором приняло участие 194 преподавателей и студентов. Опрос был разработан и проведен с использованием программы Google.Статья освещает результаты исследований, проведенных в рамках грантовых Проектов Министерства науки и высшего образования РК ИРН АР19679880 «Психолого-педагогические условия развития профессиональных компетенций студентов вуза с особыми образовательными потребностями (на примере Павлодарского региона)» , ИРН АР14872130 «Формирование профессионального самоопределения студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) как национальная стратегия в области инклюзивного образования в Республике Казахстан» на 2022-2024 г.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, формирование профессиональных компетенций, инклюзивная среда, ограниченные возможности здоровья.</p> А.С. Магауова, А.Д. Жомартова, Р.Ж. Аубакирова, М.Е. Нургалиева, А.С. Сыргакбаева Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2042 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Развитие речи детей раннего возраста: особенности подготовки специальных педагогов https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2031 <p>В статье рассмотрена проблема по развитию речи детей раннего возраста, изучаемая учеными в разных стран. Сделан аналитический обзор научных работ для определения основных идей ученых по решению проблемы преодоления задержки развития речи, для поиска новых подходов и логопедических воздействий на развитие детей раннего возраста. Так же описана проблема готовности отечественных специальных педагогов вести логопедическую работу с детьми раннего возраста. Особое внимание уделено вопросу подготовки специальных педагогов к логопедическому сопровождению детей раннего возраста в дошкольных общеобразовательных организациях. По проведенному анализу исследований и данных полученных в результате анкетирования специалистов, сделан вывод о важности изучения проблем речевого развития детей раннего возраста и целенаправленной подготовки специальных педагогов к работе с данной категорией детей, как основного подхода к решению вопросов преодоления задержки развития речи и профилактики возникновения вторичных нарушений. В опросе приняли участие представителей дошкольных организаций образования: заведующие, методисты, воспитатели и специальные педагоги. Интервьюрование проводились в общеобразовательных детских садах города Алматы, Костаная, Павлодара, Караганды и Шымкента<em>.</em></p> <p>Сведения, приведенные в статье, могут быть использованы специалистами-практиками дошкольных организаций образования для пополнения теоретических знаний, совершенствования профессиональных умений, а также исследователями, изучающими вопросы речевого развития детей раннего возраста.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>ранний возраст, развитие речи, подготовка специальных педагогов, логопедическое сопровождение.</p> А.Ы. Ермагамбет, З.А. Мовкебаева Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2031 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Использование технологии дистанционного обучения для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2358 <p>Проблемы формирование умений правильно произносить звуки в связи с их языковыми нарушениями детей – одна из актуальных проблем специальной педагогики. В статье проведен обзор работ отечественных и зарубежных ученых с теоретическим анализом этапов постановки звуков путем проведения логопедической работы. Проведен пересмотр методики обучения для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения. Обновленная методика позволяет построить получить качественное образование и адаптироваться к детям среде, выстраивая в обществе равные отношения с другими. В эксперименте по апробации методики приняли участие 20 воспитанников специального детского сада «Акбота» и логопедического центра «Логопедический центр» управления образования Актюбинской области (по 10 детей из каждого учрежения). Для исследования были взяты разрешения и согласия у родителей детей. Была разработана программа «Мир звуков» по формированию готовности к использованию технологий дистанционного обучения для работы с детьми. Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов – этапов диагностики, формирующего и контрольного этапов. Апробированы мобильные приложения «Литературный ребенок» и «Мир звуков». Показана эффективность обновленной методики.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> технология дистанционного обучение, дети с особыми образовательными потребностями, дети дошкольного возраста, логопедия, нарушение речи.</p> М.Н. Есенғұлова, Д.Ж. Рамазанова, А.К. Тоғайбаева , Б.Б. Ертлеуова , М.А. Аманжол Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2358 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями на основе организации инклюзивной среды университета https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2261 <p>В статье рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями на основе организации инклюзивной среды Университета. Тема исследования взята на основе актуальности сферы инклюзивного образования в стране. Также разработана характеристика нормативно-правовых, законодательных документов и специальных программ развития страны, на которых базируются права обучающихся с особыми образовательными потребностями. В качестве цели исследования было получено научное обоснование социально-педагогического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями на основе организации инклюзивной среды Университета. В статье рассматривается сущность понятия социально-педагогического сопровождения в ней с анализом работ отечественных и зарубежных ученых, рассматривавших тему исследования. Проведен анализ уровней и стадий социально-педагогического сопровождения. В практической части исследования с целью выявления проблем, необходимых для эффективного проведения социально-педагогического сопровождения, были проведены специально составленный опрос студентов с особыми образовательными потребностями, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В практике приняли участие 11 студентов с особыми образовательными потребностями и 15 студентов с «условно» нормальным состоянием здоровья. Проанализированы результаты методик и подведены итоги исследования. Также на основании результатов исследования были выработаны рекомендации.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> инклюзивное образование, инклюзивная среда, инклюзивная среда университета, студенты с особыми образовательными потребностями (СОП), социально-педагогическое сопровождение.</p> А.М. Кудайбергенова, А.Қ. Курманбек, А. А. Меирбекова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2261 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Оценка валидности и надежности теста по английскому языку как составляющая часть вступительного экзамена в магистратуру https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2071 <p>Предметом исследования статьи являются статистические модели и методы оценки качества тестовых заданий по английскому языку для поступающих в магистратуру. В исследовании использовались модель Раша для анализа данных с использованием Winsteps. При проведении оценки качества разработанных тестовых заданий, получены статистические характеристики по заданиям теста. Учитывались такие показатели, как валидность и надежность тестового задания, трудность задания, коэффициент корреляции, статистики согласия, соответствие между уровнем подготовленности испытуемых и трудностью тестовых заданий. Соответствие экспериментальных данных модели Раша оценивали с помощью характеристических кривых. Совместимость тестовых заданий определялась на основе критерия Хи-квадрат, а результаты теста сравнивались с ожидаемыми значениями на основе модели Раша. Результаты Rasch IRT предоставляют очень подробную информацию о качестве, валидности и надежности тестовых заданий. На основании полученных данных было выявлено, что тест по английскому языку соответствуют высокому уровню владения языком и может использоваться как компонент вступительного экзамена в магистратуру. Статья предназначена для широкого круга специалистов в сфере образования, а также для лиц, интересующихся проблемами высшего образования в нашей стране.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>модель Раша, валидность и надежность тестового задания, трудность задания, коэффициент корреляции.</p> Ш.Б. Алтыбаева , Ф.Е. Сұлтабаев, Л.Е. Шинетова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2071 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Искусственный интеллект XXI века в образовании: SWOT – анализ https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2170 <p>В XXI веке наблюдается рост интереса к искусственному интеллекту (далее – ИИ), который применяется в широком спектре отраслей, включая банковское дело, автомобили, мобильные телефоны и медицинские исследования, подготовка кадров. Его потенциал для науки, технологий и экономики огромен, обещая улучшить эффективность и удобство жизни. Однако ИИ также вызывает этические и социальные вопросы, такие как угрозы потери рабочих мест, нарушение приватности и дискриминация. В статье проведен литературный обзор и эмпирическое исследование по оценке студентами и преподавателями возможностей применения искусственного интеллекта в образовании. Возможности, перспективы и опасности применения искусственного интеллекта в образовании были выявлены с помощью SWOT-анализа, основанного на метаанализе педагогической литературы и опросе преподавателей и студентов университетов, включая Казахский национальный педагогический университет им. Абая и Казахский национальный университет искусств. Данные были проанализированы с использованием статистических методов. Были взяты описательные статистические данные. Согласно нашему мнению, что создание этических норм, гарантирующих безопасность данных и равный доступ к образованию для всех учащихся, необходимы для эффективного применения искусственного интеллекта в образовании.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>искусственный интеллект, общество, возможности, цифровая эпоха, будущие педагоги.</p> С. Асқарқызы, А. Жунусбекова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2170 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Мультимедийные технологии как инструмент привлечения молодых преподавателей к инновационной деятельности https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1971 <p>Статья посвящена актуальной проблеме использования мультимедийных технологий в образовании, а также исследованию их эффективности для вовлечения молодых преподавателей в инновационную деятельность. Цель исследования - выявить эффективность онлайн-курса, использующего материалы сайта edweb.net, для привлечения молодых преподавателей к инновационной деятельности. В исследовании приняли участие 60 молодых преподавателей, разделённых на экспериментальную и контрольную группы по 30 участников. Экспериментальное воздействие заключалось в изучении 8 вебинаров, охватывающих различные аспекты онлайн-преподавания и обучения с использованием различных инструментов и стратегий с последующим выполнением заданий. Для измерения студенто-ориентированности и склонности участников к внедрению новых идей и практик в своё преподавание, использованы адаптированные опросники. Дополнительно проведено интервьюирование отдельных участников с целью квалитативного анализа. Согласно результатам, в экспериментальной группе средний суммарный балл инновационности значимо увеличился за период исследования по сравнению с контрольной группой (p = 0,043). Кроме того, участники экспериментальной группы по окончании исследования указали более высокий уровень студенто-ориентированности по сравнению с контрольной группой (p = 0,014). Результаты интервью свидетельствуют о положительных сдвигах в осведомлённости участников экспериментальной группы о кибербезопасности, осознании важности интеграции цифровых ресурсов в процессе обучения, соблюдении этических норм при использовании образовательных технологий, а также стремлении к самоанализу и профессиональному росту. Результаты исследования позволяют расширить понимание эффективности мультимедийных технологий в образовании и их влияния на профессиональное развитие молодых преподавателей. В заключении приведён ряд выводов и предложений о важности популяризации и поддержания доступа к онлайн-курсам и мультимедийным ресурсам для молодых преподавателей, поощрения их к участию в онлайн-курсах с активным использованием мультимедийных технологий, к обмену опытом и сотрудничеству с коллегами с целью стимулирования профессионального развития и внедрения инноваций, а также значимость продолжения дальнейших исследований в соответствующей области.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> инновационная деятельность, студенто-ориентированность, молодой преподаватель, онлайн-курс, вебинар.</p> Р.Е. Кусаинова, Г.З. Тажитова, А.Б. Калиева Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1971 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Разработка задач, используемых в информационно-образовательной среде в начальной школе https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2027 <p>Образование можно определить как систематический процесс достижения цели посредством настойчивости и терпения. В настоящее время в системе образования происходит переход от традиционного обучения к методологии цифрового включения. Это изменение не только повысит квалификацию учителей, но и повысит базу знаний учащихся, чтобы они могли преуспеть на международной арене. Поэтому развивающиеся технологии позволяют воспитывать образованное поколение и решать задачи в современной школе. Введение компьютерного образования в программу начальной школы является одним из путей решения этих проблем. В статье рассматривается раздел программирования по предмету «Цифровая грамотность» в начальной школе. В частности, мы разрабатываем методы проектирования задач по программированию для учащихся начальной школы, представляем процесс и результаты качественного исследования. Для того чтобы определить познавательные требования этих задач для учащихся начальной школы, мы ищем эффективную методику обучения программированию в начальной школе. Для достижения этих целей необходимо выделить простые познавательные операции в элементарном программировании, и на основе этих действий предполагается более компетентно рассматривать уровень сложности задач программирования и формулировать правильную градационную последовательность (градацию) задач, развивать навыки программирования и вычислительное мышление учащихся начальной школы. Экспериментальная работа проводилась на базе начальной образовательной организации «ADAN» г. Шымкента и общеобразовательной средней школы № 11 имени А. Навои. В исследовании приняли участие ученики 1 и 3 классов.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> информационная образовательная среда, алгоритм, линейный алгоритм, алгоритмическое мышление, вычислительное мышление, преподавание, цифровая грамотность.</p> Д.Т. Белесова, А.Б. Ибашова , Г.С. Шаймерденова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2027 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Эффект применения программного обеспечения Geogebra для визуализации дополненной реальности для преподавания физики в средних школах https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2174 <p>В статье представлено исследование использования технологий дополненной реальности в сфере образования, в частности на уроках физики. Основная цель исследования — выявить преимущества и недостатки существующих и ранее разработанных методик обучения физике, включающих дополненную реальность, в том числе в контексте их образовательной эффективности. В статье подчеркивается способность AR обеспечивать прямое взаимодействие с трехмерными моделями и объектами, позволяя пользователям рассматривать их под разными углами и получать доступ к соответствующей информации. Эта возможность улучшает понимание сложных физических концепций и явлений. В статье подчеркивается значимость подготовки учителей по интеграции технологий дополненной реальности в учебный процесс. Учителя должны владеть навыками использования инструментов AR и эффективно включать их в учебную программу. В статье освещаются возможности участия учеников в проектной деятельности путем создания собственных AR-приложений. Такой подход, основанный на участии, способствует активному обучению и экспериментированию. В статье исследуются различные педагогические подходы и методы преподавания физики с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности. Эти инновационные методы обогащают образовательный опыт и делают его более интерактивным. В практической части исследования приняли учатие 750 учеников школ Казахстана. Результаты исследования были обработаны статистическими методами.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: обучение физике, методика преподавания, среднее образование, дополненная реальность, приложения по обучению физике.</p> Б.С. Арымбеков, K.М. Туреханова, К. Федус, Н. Супрапто, Э.Р. Турсанова, М. Турдалыулы Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2174 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Формирование цифровых компетенций будущих учителей биологии в смешанном обучении https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2291 <p>В статье приведены результаты исследования по формированию цифровой компетентности будущих учителей, основные преимущества и опыт использования новых педагогических подходов в обучении и образовании будущих учителей биологии. Для будущих учителей биологии актуально не только владение огромной информацией в соответствии с современными тенденциями, но и наличие квалифицированного, качественного специалиста, способного применять полученные знания в реальной жизни. С этой целью на основе литературного обзора были обобщены эффективные методы преподавания. Результаты исследования апробированы в учебной процессе по образовательной программе 6В01505- «Подготовка учителя биологии» по дисциплине учебного предмета «Методика преподавания биологии». Цель дисциплины - применить в учебном процессе эффективные методы и новые технологии, направленные на формирование у обучающихся методических знаний, умений, навыков и компетенций. Подробно рассмотрен вопрос обеспечения обучающихся доступными образовательными платформами в обучении методам управления занятиями.</p> <p>Практическая значимость исследования: подготовлены презентации, видеолекции для лекционных занятий по предмету «Методика обучения биологии», определяющие содержание предмета для разработки цифровой образовательной базы MOODLE. В статье изложены преимущества функций и эффективности применения образовательных платформ.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong>смешанное обучение, цифровая компетентность, цифровое образование, цифровая трансформация, образовательная среда, интерактивные технологии.</p> Ж.Ш. Есмаханова, А.А. Абубакирова , Ш. Нуржанова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2291 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Развитие компетенции самопризнания в процессе изучения курса «Управление человеческими ресурсами» https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2172 <p>В статье представлены результаты исследования и интеграции в образовательную программу магистратуры делового администрирования (MBA – Мaster of Business Administration) компетенции самопризнания, входящей в настоящее время в круг внимания работодателей, предпринимателей и менеджеров разных уровней и областей бизнеса. Актуальность и значимость данного исследования обусловлены тем, что, несмотря на всплеск интереса, самопризнание недостаточно четко определено в качестве компетенции, имеющей специфическое содержание, ценность, динамику и технологию освоения в высшем профессиональном образовательном процессе. Автором статьи представлен опыт определения данной компетенции и исследования в действии (Achene Research) вопросов обогащения содержания образовательной программы «Управление человеческими ресурсами» в МВА актуальной информацией и технологическими стратегиями развития. Исследование выполнено с использованием методов наблюдения, анализа теоретических источников и публикаций практикующих психологов-консультантов, изучения продуктов деятельности магистрантов, самооценки магистрантов, экспертной оценки. В практической части исследования приняли участие магистранты Казахстанско-Британского технического университета. Результатом исследования явилось уточнение понятия «самопризнание» в терминах компетентностного подхода к содержанию МВА-образования; определение актуальных для магистров делового администрирования вопросов содержания и технологии самопризнания; выявление типов отношения магистров делового администрирования к деятельности самопризнания; выявление учебных ситуаций, развивающих компетенцию самопризнания магистров делового администрирования. Результаты представленного в статье исследования являются вкладом в методологию и технологию интеграции компетенции самопризнания в содержание образовательных программ MBA.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> признание, самопризнание, межличностное взаимодействие, бизнес-отношения, продуктивная рабочая среда, психология бизнес-отношений, коучинговый подход в образовании, эффективные коммуникации, магистратура делового администрирования.</p> Г.Р. Мурзахметова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2172 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Использование ИКТ при обучении иностранному языку как средства подготовки студентов к творческой активности https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2243 <p>В статье рассматривается использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку как средство подготовки студентов к творческой деятельности. Информационные и коммуникационные технологии позволяют искать, обрабатывать и изучать различные источники информации, использовать различные программы. Это формирует у студентов, как будущих учителей иностранного языка, овладение языковым материалом для использования в речевой форме, восприятие личных высказываний и их логической связи, устно и невербально компенсировать пробелы, а также степень ознакомления с социокультурным контекстом языка, готовность к творческой активности.</p> <p>Авторы выделяют следующие характеристики информационно-образовательной среды: системность (создание образовательных программ, требующих потребителя, подготовка комплекса программно-методических пособий для дисциплины всех циклов); мультимедийные средства (визуализация учебного материала, повышение качества новой дидактики программно-методического обеспечения организации интерактивного взаимодействия со студентами на основе логических средств и возможностей телекоммуникаций); требования к содержанию обучения (доступность учебников и учебных пособий, учет требований преподавателей и обучающихся, возможности их активного изменения элементов окружающей среды). В диагностическом исследовании приняли участие 99 студентов Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова. Был оценен творческий потенциал студентов по опроснику Е.Тунник, а также мнения студентов по авторской анкете об эффективности процесса обучения.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>творчество, активность, творческая активность, активность личности, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства, образовательная среда.</p> А.А. Толбасиева, Г.Ж. Лекерова, А.М. Усенова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2243 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Методика повышения уровня понимания художественного текста студентами вузов на основе модели взаимоотношений «автор – читатель» https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2137 <p><strong> </strong></p> <p>В статье рассматривается проблема повышения уровня понимания учащимися художественных произведений в рамках взаимоотношений автора и читателя. Выделены две разные позиции рецепции художественного текста, и на основе нашего исследования текст рассматривается как площадка, на которой читатель может выразить свое отношение к художественной реальности, выраженной автором в произведении. С точки зрения триады «Автор-текст-читатель» описываются три различных аспекта глубокого рассмотрения смысла текста. Каждая из них будет рассмотрена в отдельности, и уточнена мнением ученых. Художественное произведение рассматривается как событие, основанное на отношениях между автором и читателем. Соответственно, определяется необходимость создания современных эффективных методов осмысления художественного произведения на основе соотношения автора и читателя. Дифференцируя новаторские поиски по данному вопросу, группируются объекты, определяющие отношения автора и читателя. В результате будет разработана новая модель отношений «автор-читатель». Проверяется эффективность теоретической концепции в практике. По результатам определяющего этапа выясняется, что студенты при анализе художественного произведения ограничиваются вниманием только к сюжету, содержанию рассказа и не пытаются искать проявления авторской позиции. На основе текущих результатов предлагается «дневник чтения», цель которого-сознательное чтение студентом художественного произведения. В заключение делается вывод, что предложенный подход способствует повышению уровня понимания художественного текста. В апробации методики приняли участие 30 студентов Университета Сулеман Демереля.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: автор; триада «автор-текст-читатель»; художественное произведение; отношения автора и читателя; понимание; методика преподавания литературы; «дневник чтения».</p> Г.С. Камбарова, Б.Д. Жумакаева , К.А. Калдыбаева Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2137 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Преемственность теории "живого знания" А. Байтурсынулы и учения Аль-Фараби и Абая: методика обучения казахскому языку https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1958 <p>В статье рассмотрена теория А. Байтурсынулы «Тірі білім» по изучению языка. Раскрывается взаимосвязь теории А.Байтұрсынұлы с мнениями мыслителей Ұлы Дала, как аль-Фараби и Абая Кунанбаева. Принципы мыслителей изучаются в последовательности «Учение – Наука – Образование».</p> <p>Основным направлением учения аль-Фараби о «целостности образования и воспитания» является усиление образования через содержание дисциплины. Поскольку образование не может быть дано без воспитания, без воспитания смысл образования будет потерян. При том воспитание в учебном процессе не должно состоять только из дидактического содержания в учебных текстах. В процессе изучения и теоретические материалы должно быть направлены на то, чтобы показать значение и роль родного языка в жизни человека. Это полностью совместимо с теорией «мәніс білім», установленным А. Байтұрсынұлы. В статье также проанализированы категории «полезное знание», «мулахаза» и «мухафаза» по трудам Абая. Было выявлено их значение как главного механизма формирования сознательного знания учащихся. В связи с тем, показана важность навыков языкового общения, формируемых при выполнении парных и групповых заданий. В практической части статьи приведены результаты опроса студентов.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> система образования, теория «живое знание», обучение казахскому языку, функциональная грамотность, мировоззрение, учение, «мәніс білім/осмысленное знание», «әдіс білім/практический навык».</p> Ж.Т. Даулетбекова, К.М. Рай, А.С. Набидуллин, К.С. Алдашева Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1958 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Невербальное общение как средство формирования коммуникативных компетенций на языковых занятиях в вузе https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2378 <p>Современная система образования Казахстана предполагает подготовку конкурентоспособного полилилингвального выпускника, готового к реализации коммуникативной деятельности на казахском, русском или английском языке на бытовом, социальном, профессиональном и межкультурном уровне общения. В статье рассматриваются функции невербальных средств общения в условиях поликультурных групп обучения в вузе, описывается их национально-культурная специфика и определяется роль несловесных знаков, несущих значительную информацию и интерпретирующих ментальность народа, его культуру, моральные и нравственные установки.Сравнительно-сопоставительный анализ средств жестовой коммуникации русского, казахского и английского языков, отражающих внутренне-психологическое состояние коммуниканта или указывающих на его отношение к партнеру по общению, показывает, что в них находят яркое отражение жизненные установки народа, их мироощущения, связанные с хозяйственной и трудовой спецификой. Умение понимать и использовать средства невербальной коммуникации представителей других этносов способствует взаимопониманию и взаимоуважению, укреплению межличностных отношений.</p> <p>Невербальные средства общения могут быть универсальными, когда отражают общеизвестные понятия и этические ценности разных культур, и уникальными, специфическими, если передают национальную самобытность, присущую отдельному этносу, характеризуют только его философское осмысление окружающего мира. В связи с этим в статье анализируются семантические особенности невербального общения сопоставляемых языков и определяется их значимость в учебном процессе с целью формирования у студентов на основе культурного кода таких ценностных ориентаций, как духовность, нравственность, патриотизм, интернационализм, уважение к старшим, толерантность, рассматриваются вопросы формирования коммуникативного поведения, являющегося таким же важным аспектом обучения, как чтение, письмо, говорение, понимание. В практической части исследования приняли участие 250 студентов Южно-Казахстанского педагогического университета имени У.Жанибекова.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: невербальная семиотика, жестовая коммуникация, коммуникативное поведение, культурный код, национально-культурная специфика, картина мира.</p> Л.С. Канаева, В.Д. Нарожная, А.К. Дилдабекова Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2378 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000 Предпосылки социально-педагогического обеспечения развития антитеррористического сознания студенческой молодежи https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2351 <p>В международной научной практике много определений терроризма, но в целом можно охарактеризовать его свойства как: непредсказуемость, изощренность форм, идеологическая мотивированность, нарушение стабильности и насилие. Трагедии в разных странах мира, например, трагическое событие в Крокус сити холле, и другие кризисные события актуализируют программные, правовые, организационно-педагогические изменения по развитию антитеррористического сознания молодежи. Ключевую роль при этом играет осведомленность обучаемых, развитость их критических и аналитических навыков, уровень правового сознания. Статья направлена на разностороннее изучение предпосылок противодействия терроризму в Казахстане и эмпирическое исследование факторов, способствующих развитию антитеррористического сознания у студенческой молодежи. Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов и теоретических разработок в области профилактики терроризма и радикализма среди молодежи, фокус-групповое исследование среди студентов 1-4 курсов, примерный возраст 17-21 лет. Всего фокус-групповым исследованием было охвачено 4 группы по 12 человек (48 человек). Согласно результатам исследования, студенты 1-2 курсов видят свою роль в повышении религиозного образования и воспитания, укреплении национальных ценностей и смыслов. Студенты 3-4 курсов в борьбе с терроризмом и его идеологией больше ориентированы на такие инструменты, как развитие критического мышления, повышение мотивации, патриотическое воспитание, волонтерство и участие в общественно значимых проектах и мероприятиях.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> профилактика, террор, насилие, антитеррористические ценности, антитеррористические установки, критическое мышление.</p> <p> </p> <p> </p> А.К. Жомартов, A.А. Булатбаева, А.Р. Айтбаева, Б.З. Зауренбеков Copyright (c) 2024 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2351 Thu, 20 Jun 2024 00:00:00 +0000