Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped ru-RU bulletin-pedagogic-sc@mail.ru (Kudaibergenova) bulletin-pedagogic-sc@mail.ru (Assilbek Nurtang) Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.7 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Познавательный характер терминов и способы их интегрированного обучения https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1845 <p>Одним из факторов, влияющих на успеваемость учащихся, является их восприятие значения термина не наизусть, а путем его осмысления, усвоение учащимися одновременного употребления одного и того же термина в нескольких предметных областях. С помощью термина мы формируем у учащихся научные знания о бытие. Поэтому определение термина должно быть легким для восприятия учащимися, чтобы надолго остаться в их памяти. Для этого учителя-предметники должны уметь обосновывать способы создания предметных терминов, изучаемых в гуманитарных и естественных науках. Терминолог должен быть в состоянии полностью объяснить последовательность терминологизации источников лексики. Только тогда термин сохранит свою стабильность.</p> <p>Следовательно, требованием сегодняшнего дня является обеспечение полного усвоения учащимся значения термина, его длительное удержание в языковом сознании (памяти) учащегося, а также интегративного мышления учащегося. Поэтому рассмотрение терминологического значения слова и методов его интегрированного обучения является основной целью данной статьи. В соответствии с поставленной целью сделан теоретический и практический обзор работ зарубежных, советских и казахстанских ученых-педагогов по интегрированному обучению. Рассмотрены преимущества интегрированного обучения в образовательном процессе и его эффективность в повышении учебно-познавательной способности учащихся. Проанализированы вопросы накопления базы знаний, систематизации отраслевой информации, формирования навыков применения, анализа, синтеза путем объединения теоретических и практических знаний, полученных в сознании учащегося. Объясняется проблема преподавания значения термина на основе интегрированного обучения. Научно доказано, что один термин может использоваться в терминологической системе нескольких предметов (география, биология, казахский язык и др.). В практической части исследования приняли учатие 55 учащихся. Предложены способы усвоения значения термина, соответствующего каждому предмету.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> термины, педагогическая технология, интегрированное обучение, межпредметный, метаязык.</p> А. Турысбек, Х. Ордабекова, Ш. Ерхожина Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1845 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Преподавание казахского фольклора в контексте современного литературного образования школьников https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2576 <p>Важным этапом литературного воспитания школьников является проведение изучения произведений устного народного творчества на уроках литературы для переосмысления содержания учебного материала и методики преподавания с учетом современных задач в образовательной сфере.</p> <p>Цель статьи - определить основы, методы и приемы изучения казахского фольклора по жанрам в 5-8 классах школы на уроках литературы, направленные на реализацию задач современного литературного образования школьников, и формирования их морально-этических качеств. Разработана методика обучения, обеспечивающая поэтапное и всестороннее освоение жанров устного народного творчества в 5-8 классах средней школы на уроках казахской литературы.</p> <p>В литературном обзоре рассматриваются дидактические и методические принципы обучения казахской литературе: последовательности, от простого к сложному, практикоориентированности. В методику обучения для 5-6 классов включены произведения казахского устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, загадки, мифы. Первые произведения, с которыми знакомятся ученики 5-6 классов, — казахские сказки. Целью преподавания казахского фольклора в 7-8-х классахявляется приобщение учащихся к истокам национальной культуры народа, обогащение их духовного мира, нравственных представлений, эстетических потребностей, развитие художественного вкуса, творческого воображения, устной и письменной речи. Проведена экспериментальная работа в школе № ____ г.Алматы. В эксперименте по апробации и внедрению методики обучения приняли участие ____ школьников.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> пословицы-поговорки, сказки, жанр, былины, загадки, методика обучения языку и литературе.</p> <p> </p> А. Мырзахметова, Ш. Акимбекова, Ж. Жауыншиева Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2576 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Педагогические технологии обучения экологической культуре учащихся 5-х и 6-х классов посредством лабораторной работы “Социологический опрос “Я и природа” https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1937 <p> </p> <p>В учебниках естествознания есть много экспериментальных лабораторных, практических занятий, которые преподаются учащимся общеобразовательных школ в 5-м и 6-м классах. Именно проводя эти уроки с использованием эффективных педагогических методов, можно пробудить интерес учащихся к этому предмету<strong>. </strong>В статье рассматривается использование лабораторных работ и социологических опросников в качестве педагогических технологий для обучения экологической культуре учащихся 6-х классов. Исследование направлено на развитие экологической осведомленности учащихся, а также их способности к устойчивому поведению. В статье представлены теоретические основы экологической культуры лабораторные работы и социологические опросы, а также практическая реализация исследования. В исследовательской работе приняли участие учащиеся 5-го и 6-го классов школы-гимназии №81 Бостандыкского района Алматы. Исследование состояло из двух частей. В первой части студенты были разделены на 3 группы, одна заполняла анкету, а другая отвечала, а третья обрабатывала и анализировала ответы Во второй части исследования ученики провели опрос жителей микрорайона Коктем Бостандыкского района Алматы. Учащиеся с помощью учителя-предметника обрабатывали ответы анализировали и строили модели. В конце лабораторного занятия была получена обратная связь от школьников 100% учеников ответили, что лабораторное занятие было “очень интересным”. Результаты показывают, что использование лабораторных работ и социологических опросников является эффективным способом формирования у учеников экологической культуры, поскольку позволяет им активно вовлекаться и применять теоретические концепции на практике. Исследование завершается рекомендациями по дальнейшим исследованиям и педагогической практике.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>опрос, естественнонаучный предмет, экологическая культура, человек и природа, лабораторные занятие, анализ, построение модели, педагогические методы.</p> О. Амангелди, К. Дуйсебаева, Т. Курт Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/1937 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Особенности преподавания географии в малокомплектной школе https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2594 <p>Система образования претерпевает кардинальные и масштабные изменения, что неизбежно сказывается на сельских школах, особенно на малокомплектных. Будучи важным звеном государственной образовательной системы, сельские малокомплектные школы являются основным инструментом подготовки кадров для сельскохозяйственного производства и развития сельской культуры. Организация образовательного процесса в таких школах выдвигает особые требования к подготовке учителя и его профессиональной деятельности. В статье проводится анализ перспектив и проблем развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на современном этапе, рекомендации по обучению географии в малокомплекстных школах. Отдельно, рассматривается их роль в сохранении населённых пунктов, расширении традиционных отраслей хозяйства, улучшении демографической ситуации и создании культурно-образовательного пространства в сельских сообществах. Исследовательские результаты направлены на предоставление методической помощи учителям и повышение качества образования в малокомплектных школах. Обобщены методические приемы (интеграция предметов, «вертикальная работа») и задания в преподавании географии для МКШ. Проведен экспертный опрос 25 учителей МКШ Туркестанской области. Преподавание географии в малокомплектных школах сопряжено с уникальными проблемами и возможностями, которые определяются размером школы, наличием ресурсов и составом учащихся. Эти школы, часто расположенные в сельской местности или в малонаселенных районах, обычно объединяют несколько классов в одном классе, что требует применения инновационных подходов к преподаванию, чтобы учесть разновозрастные группы и потребности в обучении.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> образование, малокомплектная школа, объединённый класс.</p> Д. Керимбаева, А. Булент, С. Каупенбаева, Н. Набиева Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2594 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Обучение прагматической компетентности: методические особенности в преподавании языков https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2253 <p>Статья направлена на разносторонний анализ места прагматических переменных в формировании прагматической компетенции студента и демонстрации их значимости в коммуникативном общении. Прагматическая компетентность — это способность эффективно использовать язык в социальном взаимодействии. В содержании данной статьи особое внимание уделяется таким прагматическим переменным, как ясность и вежливость, формальность и достаточность изложенной информации в обучении. В статье дается обзор работ Левинсона, Хауса, Брауна, Хадсона и других авторов, исследовавших подходы к формированию прагматической компетентности. Проанализированы подходы к формированию эффективной прагматической компетенции путем сравнения и синтеза результатов известных работ ученых. В качестве основного подхода к обзору авторы статьи уделяют особое внимание теоретической и практической части обобщенной литературы. Авторы проводят критический анализ литературы и уделяют особое внимание надежности, полноте и существующим ограничениям ряда исследований до настоящего времени.</p> <p>Результаты исследования, показывают, что формальность и достаточность речи указывают на важное место таких переменных, как ясность и вежливость, что является важным прагматическим инструментом в общении. В ходе исследования было предложено продолжить экспериментальные исследования в масштабах Казахстана, опираясь на подходы Ф.Сиу к формированию прагматической компетенции в студенческой среде, поскольку экспериментальные данные и результаты откроют путь к развитию стратегий адаптации людей к местным условиям и языку с учетом исключительно специфических условий, которые зависят от территории и регионов Казахстана.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> полная информация, эффективное общение, педагогический подход, прагматическая компетенция.</p> Ш. Жанысбекова, С. Нургали, Г. Клычниязова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2253 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Digital humanities в педагогическом образовании: тенденции и перспективы развития проектной деятельности https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2222 <p>Исследование посвящено вопросу применения цифровых исследований в гуманитарных науках в рамках педагогического образования. В статье рассмотрены предпосылки возникновения направления Digital Humanities, фундаментальные исследования в этой области. Обоснована актуальность цифровых исследований в гуманитаристике базирующаяся на процессах глобализации и цифровизации в области образования в Республике Казахстан. Статья освещает различные аспекты использования цифровых инструментов и ресурсов для оптимизации обучения и повышения эффективности педагогической деятельности, рассматриваются примеры успешной реализации проектов Digital Humanities в педагогической практике, исследуются потенциальные области применения этих технологий в будущем. Основной идеей исследования становится применение методов цифровой гуманитаристики в педагогическом образовании, которое помогает современным педагогам быть более эффективными и адаптироваться к изменяющимся требованиям образовательной среды. Актуальность предпринятого исследования обоснована повышенным интересом современного научного сообщества к применению цифровых инструментов в гуманитарных исследованиях. Об этом свидетельствует большое количество научных публикаций, посвященных инновационным цифровым подходам к анализу и интерпретации литературного произведения. В результатах исследования представлены возможности применения методов Digital Humanities в образовательной траектории: развитие цифровых навыков, анализ большого массива данных, персонализированное обучение, сотрудничество и обмен знаниями, развитие критического мышления. Опрошено 500 учителей школ Казахстана. В качестве основной формы работы с Digital Humanities авторами исследования мыслятся проектные технологии, позволяющие учащимся развить критическое мышление, аналитическое мышление и способность к самоорганизации в научно-поисковой деятельности. Статья призвана расширить понимание о возможностях Digital Humanities в контексте педагогического образования и проектной деятельности и стимулировать дальнейшее исследование и применение современных цифровых технологий в учебном процессе.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong>: Digital Humanities, образование, проектные технологии, цифровые возможности в образовании, цифровые гуманитарные исследования, таймлайн, междисциплинарный подход.</p> С. Бегалиева, Б. Джолдасбекова , Е. Шмакова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2222 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Повышение эффективности изучения иностранных языков в высшем образовании с помощью технологий WEB 2.0 И WEB 3.0: Кейс-стади Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2443 <p>Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий привело к появлению инновационных образовательных инструментов, которые значительно влияют на изучение иностранных языков. Это исследование изучает эффективность технологий Web 2.0 и Web 3.0 в улучшении языковых навыков в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева в течение четырех месяцев. Студенты университета участвовали в интерактивных сессиях, используя различные цифровые инструменты, включая блоги, вики, социальные медиа платформы и семантические веб-технологии, что способствовало прямому и личному взаимодействию. Количественные данные были собраны с помощью комплексной анкеты из 37 пунктов и подробных блог-рефлексий, предоставляющих информацию об опыте студентов, динамике взаимодействия и отзывах об используемых технологических инструментах. Результаты показывают, что инструменты Web 2.0 и Web 3.0, благодаря своей способности поддерживать семантические сети, значительно обогащают учебный процесс по сравнению с традиционными методами, приводя к улучшению языковых навыков. Исследование подчеркивает необходимость постоянной педагогической адаптации для эффективного внедрения этих технологий, тем самым способствуя принципам обучения на протяжении всей жизни. В анкетировании приняли участие 100 студентов ЕНУ им.Л.Гумилева. Практическая значимость этого исследования заключается в его потенциале для информирования образовательных стратегий, содействующих созданию более интерактивной и персонализированной учебной среды. Будущие исследования могут быть посвящены адаптивным сетевым сообществам для дальнейшего совершенствования образовательных практик в цифровую эпоху.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> Web 2.0, Web 3.0, изучение иностранных языков, образовательные технологии, сетевые сообщества, высшее образование, семантическая сеть, интерактивное обучение.</p> Д. Аяшева, С. Нуркенова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2443 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Факторы формирования готовности будущих учителей к академической мобильности https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2459 <p>Изменения, происходящие в результате вхождения общества в мировое сообщество, требуют конкурентоспособных специалистов высокого качества. Подобные процессы напрямую связаны со сферой образования, в том числе с подготовкой будущих учителей, поскольку в стране высоко ценится статус учителя, а законы и концепции принимаются на государственном уровне. Это требует подготовки гибкого, мобильного, профессионального и компетентного специалиста, способного адаптироваться к непрерывным изменениям на международной арене и конкурировать. Одним из важных шагов, способствующих профессионально-научному развитию будущего учителя, является академическая мобильность студента. Цель статьи – выявить несколько факторов готовности будущих учителей к прохождению академической мобильности. Для достижения этой цели было проведено качественное исследование, включающее теоретический анализ проблемы и фокус-групповое интервью, в ходе которого ответы были зафиксированы и закодированы. Результаты были обсуждены и проанализированы, выявлены некоторые факторы готовности будущих учителей к прохождению академической мобильности. Предложенные факторы позволят будущим учителям предотвратить препятствия в их академической мобильности. Проблема, поднятая в статье, может помочь в мотивации других исследований по поиску масштабных решений, направленных на формирование подготовки будущих преподавателей к академической мобильности в высших учебных заведениях.</p> <p><strong>Ключевые слова: </strong>академическая мобильность, будущий учитель, подготовка, институциональные, учебные, профессиональные факторы</p> Ш. Б. Кадирсизова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2459 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Готовность к инновационной деятельности будущих учителей https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2593 <p>Нацеленность на инновационное развитие современной экономики определяет необходимость опираться на профессионалов готовых к инновационной деятельности. Это тем более важно, когда речь идет о сегодняшних студентах – завтрашних учителях. Несмотря на заинтересованность ученых и педагогов-практиков в развитии готовности к инновационной деятельности выпускников вуза, открытым вопросом все еще остается недостаток четких представлений о реальном уровне инновативности современных студентов, а также о тех факторах, которые могут иметь существенное значение для ее проявления в контексте профессиональной практики. Цель исследования: формирование объективного представления о готовности к инновационной деятельности выпускников вуза – будущих учителей математики и информатики и выявление факторов, которые могут повлиять на их инновационную профессиональную деятельность. Реализация обозначенной цели осуществлялась на основе анализа научных источников, анкетирования студентов и преподавателей, методов статистической обработки результатов анкетирования. Проведенное исследование позволило установить, что уровень их готовности к инновационной профессиональной деятельности будущих учителей лишь немного превышает средние показатели. Теоретическая значимость исследования состоит в детальном анализе и систематизации терминологического поля рассматриваемой проблемы. Практическая значимость исследования заключается в определении компонентов образовательной среды современного вуза, которая будет способствовать развитию инновативности студентов.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> инновационная деятельность, инновативность, подготовка учителей в вузе, инновационная образовательная среда.</p> И. Шмигирилова, А. Таджигитов, А. Чугунова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2593 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Толерантность как подход к формированию критического мышления будущих педагогов https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2543 <p>В статье рассматривается актуальность толерантности в эпоху глобализации и значение толерантного подхода в формировании критического мышления будущих педагогов. Авторы обосновывают, что толерантность способствует объективному анализу, самостоятельному заключению, развитию навыков оценки информации в критическом мышлении будущих педагогов. Кроме того, изучается толерантный подход как неотъемлемая часть профессиональной этики будущих педагогов следующим образом: открытость, готовность учитывать различные мнения и культурные особенности обучающихся в школе, гуманизм, эмпатия, ответственность и др.</p> <p>Авторы рассматривают научные публикации, опубликованные в международной базе данных Web of Science и Scopus, в соответствии с тематикой статьи в 4 направлениях: 1) уважение индивидуальности (особенностей); 2) принятие разнообразия (различия); 3) слушание и диалог; 4) умение принимать критику и достигать согласия. Вместе с тем, опубликованные научные труды по вопросам толерантности и критического мышления группируются следующим образом: 1) по научным статьям; 2) по учебникам и методическим пособиям; 3) по нормативным документам и международным декларациям; 4) по психологическим тренингам и упражнениям; 5) по кейсам и практическим заданиям; 6) по видеоматериалам и лекциям; 7) по справочным и интерактивным ресурсам.</p> <p>Проводится анкетирование студентов специальностей «Педагогика и психология», «Педагогика и методика начального обучения» университета им. Ж. Ташенева, начальный и завершающий эксперимент в соответствии с уровнями (системное мышление, рефлексивное, творческое, коммуникативное, оценочное) и компонентами толерантности (понимание, взаимопонимание, сотрудничество). Проводится анализ совокупности применяемых эффективных методов в соответствии с этапами (подготовка, деление на группы и инструктаж, структурирование критического мышления, рефлексия и обобщение, оценка и обратная связь) формирования критического мышления.</p> <p>Ключевые слова: толерантность, толерантный подход, критическое мышление, понимание, взаимопонимание, сотрудничество, подход.</p> M. Сейдина, Ж. Бекбаева, Ж. Махамбетова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2543 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Развитие креативного мышления как основа дизайн мышления https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2556 <p>В статье рассматривается влияние процесса дизайна мышления на развитие креативного мышления. Авторы отмечают эффективность креативного мышления в принятии решений и то, что через развитие творческого потенциала личности лежит в основе дизайна мышления. Развитие креативного мышления является одной из нерешенных задач в психологии как в теории, так и на практике. Этапы формирования дизайна мышления отражают оптимальные пути решения поставленных задач и развития креативного мышления, акцентируя внимание на эмпатии, выявлении проблем, генерации идей, прототипировании и их интеграции. Цель исследования – диагностика уровня развития креативного мышления студентов, выработка предложений по формированию творческой образовательной среды в вузе.</p> <p>Авторы статьи предоставили анализ литературы по теме исследования. В практической части исследования изложено содержание опытно-практической работы со студентами образовательной программы «Педагогика и психология», а также проанализированы полученные результаты. По итогам практической работы с будущими педагогами было продемонстрировано, что развивая креативное мышление участники процесса способствуют нестандартному мышлению, преодолению стереотипов и поиску инновационных решений.</p> <p>В статье приведены примеры успешного применения данной методологии в области высшего образования, что наглядно демонстрирует их универсальность и значимость.</p> <p><strong>Ключевые слова</strong><strong>:</strong> дизайн мышления, творческое мышление, эмпатия, генерация идей, инновации, прототипирование.</p> Р. Аманбайқызы, А. Аяганова, Н. Жұбаназарова, Г. Тотикова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2556 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Профилактическая компетентность психолога образования: связь с диагностикой и арт-методами https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2610 <p>Сохранение психического здоровья учащихся – важная задача системы образования и деятельности психолога в школе и вузе. Международной организацией ЮНЕСКО в 2022 году опубликована «Стратегия в области образования в интересах здоровья и благополучия», которая реализует цели устойчивого развития ООН, в том числе по сохранению здоровья и благополучия учащихся. Психопрофилактика как вид деятельности психолога образования, педагога-психолога, направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья. Поэтому важно в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов акцентировать внимание на развитии профилактической компетенции, которая связана с диагностикой и обучением копинг-стратегиям, арт-технологиям саморегуляции эмоций, психогигиены школьников и студентов.</p> <p>В теоретической части статьи спроектирована профилактическая компетентность будущего педагога-психолога, психолога образования, проанализированы направления первичной, вторичной, третьичной профилактики арт-методами. Творческие способности и арт-методы позволяют регулировать свои эмоции и настроение. Поэтому в практической части исследования изучается связь между склонностью к депрессивному состоянию, самооценкой и креативностью среди студентов университетов-психологов. В исследовании приняли участие 50 студентов, которые прошли оценку уровня депрессивного состояния, самооценки и креативности. Результаты указывают на отрицательную корреляцию между показателями склонностью к депрессивному состоянию и креативностью, а также между склонностью к депрессии и самооценкой, подтверждая пагубное влияние депрессии на эмоциональное и когнитивное благополучие. Было обнаружено, что повышение самооценки может помочь снизить негативное влияние депрессии на творческие способности студентов.</p> <p>Ключевые слова: профилактическая компетентность психолога, педагог-психолог, склонность к депрессии, психическое здоровье, самооценка, креативность</p> Г. Сейдулла, А. Мынбаева, А. Стасюк Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2610 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Формирование академической идентичности докторантов: важнейшие факторы и влияния https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2507 <p>В статье рассматривается, как студенты докторантуры в Казахстане формируют свою академическую идентичность как будущие ученые. В статье рассматриваются важнейшие факторы, влияющие на этот процесс, включая институциональные, личностные и социокультурные элементы. Цель исследования - понять, как формируется академическая идентичность докторантов на протяжении их обучения в аспирантуре, и оценить роль наставничества, академической самооэффективности и международных связей в формировании их идентичности как ученых. Был использован смешанный подход, включающий опрос 150 докторантов и полуструктурированные интервью с 20 участниками. Результаты показывают, что академическая самоэффективность повышается по мере прохождения студентами докторских программ, а те, кто находится на более поздних этапах, проявляют большую уверенность в публикациях и исследованиях. Наставничество было определено в качестве критического фактора: студенты, которые конструктивно взаимодействовали со своими руководителями, сообщали о более высокой самоэффективности. Кроме того, международный опыт, такой как посещение конференций и сотрудничество с зарубежными исследователями, в значительной степени способствовал формированию академической идентичности студентов. Однако были отмечены различия между дисциплинами: студенты, изучающие естественные науки, испытывали более структурированную поддержку и более высокую самоэффективность по сравнению со студентами, изучающими гуманитарные и социальные науки. Эти результаты подчеркивают важность обеспечения надежного наставничества и расширения возможностей для международного взаимодействия, особенно для студентов в областях с ограниченными ресурсами, для лучшей поддержки развития академической идентичности.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> академическая идентичность, докторанты, академическая самоэффективность, наставничество, смешанный подход, проблемы публикации.</p> К. Лоуренс, М. Ишкибаева, Ж. Абдыхалыкова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2507 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Социальные практики наставничества как фактор профессионального развития молодых сельских педагогов https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2510 <p>Развитие движения наставничества в казахстанских школах требует ее институционализации как ресурса профессионального развития педагогов. Цель статьи – проанализировать содержание и основные формы организации профессионального взаимодействия сельских молодых педагогов с наставниками, а также определить проблемные «зоны» в реализации программ наставничества в сельских общеобразовательных и малокомплектных школах.</p> <p>Авторы аргументируют тезис о том, что развитие движения наставничества в казахстанских школах требует ее институционализации на основе трансформации программ подготовки и переподготовки педагогических кадров.</p> <p>С целью выявления основных форм организации профессионального взаимодействия молодых педагогов с наставниками были проведены анкетирование и интервью среди молодых и опытных сельских педагогов Алматинской области, основную часть которых составили выпускники Казахского национального женского педагогического университета.</p> <p>В ходе интервьюирования молодых сельских педагогов на вопрос о том, какие формы профессионального развития предпочитают молодые сельские педагоги, были получены ответы, которые позволяют определить проблемные «зоны» в реализации программ наставничества в сельских школах. Согласно данным интервью только 16,3% начинающих учителей готовы получать консультации от наставников. Напротив, большинство молодых педагогов предпочитают самообразование (32,7%) и курсы повышения квалификации, включая мастер-классы, семинары, онлайн-курсы и вебинары (26%). Всего 9,6% указали предметные методические объединения как одну из эффективных форм профессионального развития, несмотря на то, что они призваны оказывать методическую помощь начинающему учителю.</p> <p>Авторы приходят к выводу о том, что нормативное регулирование статуса учителя-наставника и внедрение институционализации наставничества как части программы введения в профессию окажет непосредственное влияние на усиление педагогического потенциала страны и повышение роли непрерывного профессионального развития сельских педагогов.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> профессиональное развитие, профессиональная адаптация<strong>, </strong>институционализация наставничества, сельскиe учителя</p> Ж. Киынова, Ә. Құрманқұлова, А. Еркебекова, Ш. Умирханова Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2510 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000 Методы Rasch-моделирования в Winsteps: подходы к анализу образовательных результатов https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2634 <p>В статье рассматривается применение программного обеспечения Winsteps 5.8.3 для анализа итогов оценивания с использованием методов Rasch-моделирования. Winsteps предоставляет мощные инструменты для обработки и анализа данных, полученных в результате оценивания, что позволяет исследователям и практикам в области педагогики и психометрии глубже понять результаты тестирования. Статья охватывает ключевые функции программы, включая этапы подготовки данных, построение модели и интерпретацию результатов. Исследование подчеркивает важность точного анализа данных для повышения качества образовательных процессов и разработки эффективных оценочных инструментов. Результаты анализа, полученные с помощью Winsteps, могут быть использованы для принятия обоснованных решений в области образования, таких как корректировка учебных программ, разработка новых методик обучения или изменение стратегий оценивания. Возможности визуализации данных в Winsteps помогают исследователям и педагогам лучше понимать результаты тестирования, что способствует более точной интерпретации и коммуникации результатов. Статья имеет высокую практическую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и анализом тестовых заданий, а также для тех, кто стремится улучшить качество образовательных программ и методов оценивания. Она предоставляет не только теоретические основы, но и конкретные рекомендации, которые могут быть применены в реальной практике.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> Winsteps, Rasch-моделирование, анализ итогов оценивания, психометрика, оценочные инструменты.</p> Ж. Бейсенова, Л. Шинетова, Н. Дидарбекова, Г. Жабаева Copyright (c) 2025 Вестник КазНУ. Серия педагогическая https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/2634 Thu, 20 Mar 2025 00:00:00 +0000