Эмоциональный интеллект как основной показатель готовности современных педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации и инклюзивного образования
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2021.v67.i2.04Аннотация
Данная статья посвящена актуальной теме сегодняшнего дня – необходимости развития эмоционального интеллекта, который играет важную роль в профессиональной деятельности педагога. В исследовании акцентировано внимание на том, что развитый эмоциональный интеллект помогает не только решить проблему психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, но и преодолеть барьеры в освоении дидактических возможностей цифровых образовательных ресурсов, а также безболезненной адаптации к быстроразвивающейся современной цифровой среде.
Авторы на основе тщательного анализа исследований зарубежных и отечественных ученых подчеркивают особенность и важность эмоционального интеллекта, обосновывают ее роль как основного показателя готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации и инклюзивного образования.
На основе экспериментальной работы авторами подтверждается, что высокоразвитый эмоциональный интеллект позволяет адекватно реагировать на возникшие перегрузки (эмоциональное выгорание), а также возможность дальнейшей ее коррекции, профилактики. В опытной работе использованы диагностики для выявления синдрома эмоционального сгорания (СЭС) и определение уровня эмоционального интеллекта Н. Холла. Проведены занятия на развитие эмоционального интеллекта с помощью специально организованных методов, инновационных технологий и программ. В практической части исследовании приняло участие 225 педагогов Казахстана.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, современный педагог, готовность, профессиональная деятельность, цифровизация, инклюзивное образование