Интернационализация исследований высшего образования в Казахстане: кейс развития исследовательской этики в социальных науках
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2021.v69.i4.02Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования исследовательской этики в Казахстане. С момента обретения Независимости Казахстан добился значительного прогресса в реформировании образования и стремится стать конкурентоспособным на международном уровне в производстве знаний в условиях интернационализации и глобализации. Поэтому существует необходимость адаптации политики в отношении исследований в образовании с учетом международного опыта и национально-культурного контекста. В статье обозначены направления интернационализации научных исследований последних 10 лет. Комплексный анализ многочисленных источников позволил нам определить проблемы на пути формирования исследовательской этики в Казахстане, связанные со слабым уровнем развития социальных наук и качественных методов образовательных исследований, а также указать на варианты продвижения стандартов исследовательской этики, имеющих потенциал для формирования конкурентоспособности казахстанской науки. В заключении делается вывод о необходимости проведения национальной дискуссии об исследовательской этике, подготовки кадров для этической экспертизы и создании институциональных комитетов по этике. Кроме того, важно доработать стратегию национального кодекса этики научных исследований с учетом национально-культурного контекста совместимого с западными стандартами.
Это исследование финансируется грантом Назарбаев Университета “№021220CRP0922- Совместное создание культурно значимой этики исследований в области социальных наук в Центральной Азии: посредничество местных и глобальных влияний”, за что авторы выражают благодарность.
Ключевые слова: интернационализация, исследовательская этика, образовательные исследования, высшее образование