Влияние мышления и методологии деятельности на развитие системы образования XXI века
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2021.v68.i3.01Аннотация
В статье изложен анализ терминов системного мышления, раскрывающие методологию понятий «мышление», «деятельность», «мышление» и «теория деятельности», «научное мышление», «структура деятельности», «форма деятельности», «учебная деятельность», «трудовая деятельность», «исследовательская деятельность». Уточнены цели и методы исследования. Проведен обзор психолого-педагогической, философской литературы.Проанализированы идеи и утверждения о мышлении великого второго учителя мира Аль Насыр Фараби. Рассмотрены положения о теории мышления и деятельности в трудах известных российских психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева. В основу исследования положены направления выработанной методологиимыслительной деятельностиизвестного ученого Г.П. Щедровицкого, определившийпрагматический подходнаучного и системного мышления. Раскрыто значение понятия «система», где изучены усвояемые критические мышления обучающимися, обеспечивающие развития их творческой, исследовательской деятельности.
Подводя итоги результатов мыслительной деятельности в системе научно-методологических исследований, как важного инструмента, схематично отображена логика формирования учебной, трудовой, исследовательской деятельности обучающихся. Одним из важных и значимых показателей нашего исследования явились описание содержания и результатов обучения при изучении обязательной дисциплины, способствующие формированию представлений о методологии науки мыслительной деятельности обучающихся. Для реализации основной цели обучения дисциплины «Философия и методология педагогики», изложена структура учебника, раскрыты ожидаемые результаты и достижения обучающими определенных показателей.
Ключевые слова: деятельность, мышление, теория деятельности, системное мышление, психика человека, учебная деятельность, трудовая деятельность, исследовательская деятельность, познавательная деятельность, смысловая структура, личностные задачи, системные исследования, методологическое мышление, инновационный потенциал.