Влияние мышления и методологии деятельности на развитие системы образования XXI века

Авторы

  • G Muratbayeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-3865-3803

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2021.v68.i3.01

Аннотация

В статье изложен анализ терминов системного мышления, раскрывающие методологию понятий «мышление», «деятельность», «мышление» и «теория деятельности», «научное мышление», «структура деятельности», «форма деятельности», «учебная деятельность», «трудовая деятельность», «исследовательская деятельность». Уточнены цели и методы исследования. Проведен обзор психолого-педагогической, философской литературы.Проанализированы идеи и  утверждения  о мышлении великого второго учителя мира Аль Насыр Фараби. Рассмотрены  положения о  теории мышления и деятельности  в трудах известных российских психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева. В основу исследования положены направления выработанной методологиимыслительной деятельностиизвестного ученого Г.П. Щедровицкого, определившийпрагматический подходнаучного и системного мышления. Раскрыто значение понятия  «система», где изучены усвояемые   критические мышления обучающимися, обеспечивающие развития их творческой, исследовательской деятельности.

Подводя итоги результатов  мыслительной деятельности в системе научно-методологических исследований,  как важного инструмента, схематично отображена  логика  формирования учебной, трудовой, исследовательской деятельности обучающихся. Одним из важных и значимых показателей нашего исследования  явились описание   содержания и результатов обучения при изучении обязательной дисциплины, способствующие формированию представлений о методологии науки мыслительной деятельности  обучающихся. Для реализации основной цели обучения дисциплины «Философия и методология педагогики», изложена  структура учебника, раскрыты  ожидаемые результаты и достижения обучающими определенных показателей.   

Ключевые слова: деятельность, мышление,  теория деятельности, системное мышление, психика человека, учебная деятельность, трудовая деятельность, исследовательская деятельность, познавательная деятельность, смысловая структура, личностные задачи, системные исследования, методологическое мышление, инновационный потенциал.

Загрузки

Опубликован

2021-10-11

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..