Оценочная грамотность как компонент профессиональной компетентности педагога в условиях реформирования системы оценивания в казахстанских школах

Авторы

  • I Shmigirilova Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Казахстан, г.Петропавловск http://orcid.org/0000-0003-0235-1640
  • A Rvanova Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Казахстан, г.Петропавловск http://orcid.org/0000-0002-7235-1016
  • A Tadzhigitov Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Казахстан, г.Петропавловск http://orcid.org/0000-0002-8862-0938
  • O Kopnova Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Казахстан, г.Петропавловск http://orcid.org/0000-0002-6299-3728

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2021.v68.i3.10

Аннотация

Реалии современного мира привели к необходимости реформирования в образовательных системах разных стран. Оценка была признана в качестве одного из основных компонентов, определяющих эффективность обучения. В условиях смещения акцентов с «оценки обучения» на «оценку для обучения» особо актуальной становится проблема развития оценочной грамотности как практикующих учителей, так и студентов – будущих педагогов. Направления исследования: на основе анализа международных источников по образовательному оцениванию выявить подходы к определению оценочной грамотности педагога; проследить динамику требований к оценочной деятельности учителя для укрепления позиции формирующего оценивания и, исходя из теоретических предпосылок, организовать и провести эмпирическое исследование с целью выявления значимости данной проблемы в казахстанском образовании и возможных путей ее решения. Теоретическое исследование проводилось с использованием сравнительно-сопоставительного аспектного анализа научных источников и нормативных документов по проблеме оценивания в образовании и опроса практикующих учителей, который составил основу эмпирического исследования. Анализ и систематизация результатов опроса показали, что организованные курсы повышения квалификации учителей и курсы по критериальному оцениванию для студентов вузов обеспечивают знаниевый компонент оценочной грамотности учителя, но остается проблема формирования и совершенствования практической составляющей. Решение этой проблемы возможно через различные практики профессионального развития педагогов, предполагающие теоретическую подготовку и самостоятельное проектирование собственной оценочной деятельности с учетом предметных особенностей и других контекстов, сопровождающих деятельность педагога. Особое значение в формировании оценочной грамотности педагога имеет подготовка будущих учителей во время обучения в вузе, которая должна реализовываться через формирование глубоких знаний в выбранной предметной области, участие в различных оценочных практиках в рамках курсов методической направленности и педагогических практик, взаимодействие с практикующими учителями. Научная и педагогическая значимость исследования состоит в том, что на основе рассмотрения оценочной грамотности как многокомпонентной системной характеристики педагога формулируется авторское определение оценочной грамотности педагога, а также определяются основные направления ее формирования и развития. Ключевые слова: образовательное оценивание, оценочная грамотность педагогов, формативная оценка, суммативная оценка.

Загрузки

Опубликован

2021-10-14

Выпуск

Раздел

Оценка и измерение в образовании: отечественный и зарубежный опыт