Дизайн обучения после пандемии и современная дидактика

Авторы

  • С. М. Бахишева Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет http://orcid.org/0000-0003-3532-5705
  • А. М. Кемешова Казахский национальный педагогический университет им. Абая http://orcid.org/0000-0002-4800-3732
  • З. Ғ. Мұхтар Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет http://orcid.org/0000-0003-4129-3412

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v70.i1.03

Аннотация

Повсеместное дистанционное обучение, широкое использование цифровых образовательных технологий и онлайн-форматов во время пандемии актуализировали вопросы внесения изменений в современный дизайн обучения. За время дистанционного обучения студенты адаптировались к самостоятельной работе, освоили способы получения знаний через информационные ресурсы, меняется отношение к организации педагогической деятельности и взаимоотношениям на уроках. В статье отмечены, что эти процессы требуют переосмысления подходов к проектированию и дизайну образовательных програм, пересмотра содержания и методов обучения в соответствии с обучением в цифровом пространсте. Построение модели нового дизайна обучения, состоящей из  системы целей, содержания, методов и средств обучения с активным применением цифровых ресурсов на основе интеграции традиционной и цифровой дидактики определяет научную значимость исследовательской работы.

В статье обоснованы методологические подходы и принципы интеграции традиционной дидактики с цифровой дидактикой как основы проектирования современного дизайна обучения. Кроме того, обоснована возможность разработки дизайна обучения, предусматривающий трансформацию содержания и структуры образовательных программ по  системному внедрению онлайн-инструментов в процесс смешанного обучения. Практической значимостью работы является определение методов интерактивного обучения обучающихся в цифровой среде, развития навыков совместного обучения в команде. В ходе исследования использованы системный, деятельностный, исследовательский, синергетический, проектный подходы и  методы анализа научно-теоретической литературы, проведены эксперименты по использованию с цифровых ресурсов, проведена работа по сопоставлению результатов и обобщению итогов. В ходе исследования был проанализирован уровень использования средств и ресурсов дистанционного обучения, определены пути обратной связи и интерактивных онлайн-уроков и проектирования самостоятельной работы студентов.

В заключении описаны возможности интеграции традиционной и цифровой дидактики в разработке современного  дизайна обучения.

Ключевые слова: дизайн обучения, цифровая дидактика, современная дидактика, интеграция, смешанное обучение и онлайн-обучение

Загрузки

Опубликован

2022-04-08

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование