Дизайн обучения после пандемии и современная дидактика
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2022.v70.i1.03Аннотация
Повсеместное дистанционное обучение, широкое использование цифровых образовательных технологий и онлайн-форматов во время пандемии актуализировали вопросы внесения изменений в современный дизайн обучения. За время дистанционного обучения студенты адаптировались к самостоятельной работе, освоили способы получения знаний через информационные ресурсы, меняется отношение к организации педагогической деятельности и взаимоотношениям на уроках. В статье отмечены, что эти процессы требуют переосмысления подходов к проектированию и дизайну образовательных програм, пересмотра содержания и методов обучения в соответствии с обучением в цифровом пространсте. Построение модели нового дизайна обучения, состоящей из системы целей, содержания, методов и средств обучения с активным применением цифровых ресурсов на основе интеграции традиционной и цифровой дидактики определяет научную значимость исследовательской работы.
В статье обоснованы методологические подходы и принципы интеграции традиционной дидактики с цифровой дидактикой как основы проектирования современного дизайна обучения. Кроме того, обоснована возможность разработки дизайна обучения, предусматривающий трансформацию содержания и структуры образовательных программ по системному внедрению онлайн-инструментов в процесс смешанного обучения. Практической значимостью работы является определение методов интерактивного обучения обучающихся в цифровой среде, развития навыков совместного обучения в команде. В ходе исследования использованы системный, деятельностный, исследовательский, синергетический, проектный подходы и методы анализа научно-теоретической литературы, проведены эксперименты по использованию с цифровых ресурсов, проведена работа по сопоставлению результатов и обобщению итогов. В ходе исследования был проанализирован уровень использования средств и ресурсов дистанционного обучения, определены пути обратной связи и интерактивных онлайн-уроков и проектирования самостоятельной работы студентов.
В заключении описаны возможности интеграции традиционной и цифровой дидактики в разработке современного дизайна обучения.
Ключевые слова: дизайн обучения, цифровая дидактика, современная дидактика, интеграция, смешанное обучение и онлайн-обучение