Исследование патриотизма и прав человека в рамках критической педагогики
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2021.v69.i4.11Аннотация
В статье исследуются моральные, педагогические противоречия, порождаемые сплетением патриотизма и прав человека, и предлагается возможный ответ на эти противоречия в контексте критического воспитания. Делается обзор форм патриотизма и связанных с ним прав человека. Проводится ретроспективный анализ источников. Предлагается краткий обзор критики прав человека и дается обоснование, что критическая и неуниверсалистская концепция прав человека в сочетании с критическим патриотизмом формулирует стратегию их сближения. В следующей части статьи обсуждается, как преодолеть проблемы несовместимости патриотизма и прав человека. Вслед за этим исследуется педагогический подход к обучению этой концепции который заключается в возникновении нового направления – критической педагогики эмоций, фокусирующейся на том, чтобы подвергнуть сомнению эмоциональные обязательства.
В заключительной части предлагается, чтобы «сближение» между патриотизмом и правами человека в контексте критического образования должно учитывать, что патриотические чувства (как форма любви к своей стране) составляют особую форму «эмоционального воспитания». Таким образом, преподавание патриотизма и прав человека выиграет от концепции «критической педагогики эмоций», которая исследует эмоциональные обязательства патриотизма и прав человека и последствия этих обязательств. Педагогам надо поощрять такую форму патриотизма и прав человека, которая способствует развитию критичности, солидарности и эмоциональных взаимоотношений с другими.
Ключевые слова: образование, патриотизм, права человека, критическое воспитание, критическая педагогика