Исследование негативных эмоциональных состояний и субъективного благополучия курсантов высших военных учебных заведений
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2021.v69.i4.03Аннотация
Специфика военной службы и учебной деятельности курсантов предъявляет высокие требования к стрессоустойчивости, эмоциональному благополучию, которые являются важной частью морально-боевой подготовки личного состава к профессиональной деятельности. Построение эффективной боевой, академической и психолого-педагогической подготовки будущих офицеров невозможно без знания их актуального психоэмоционального состояния и субъективного благополучия.
Авторами переведен и адаптирован на казахстанской выборке комплекс методик для скрининг-диагностики состояния уровня тревожности, агрессивности, депрессии и субъективного благополучия на русском и казахском языках. Данные методики широко используются в мировой практике, но до сих пор не были адаптированы на казахстанской выборке.
Эмпирическое исследование было проведено на выборке 2-х казахстанских высших военных учебных заведений в сентябре-октябре 2021 года. Всего в исследовании приняло участие 597 курсантов. Для анализа использовались процедуры корреляционного, кластерного, частотного анализов, а также другие методы непараметрической статистки, с учетом характера распределения данных и психодиагностических методик.
Проведенное исследование выявило, что в целом большинство курсантов характеризуются низким уровнем агрессивности (включая враждебность, физическую агрессию, гнев), тревожности, депрессии, а также достаточно высоким уровнем психологического благополучия. Однако частотный анализ показал, что 18,4% от общего числа курсантов отмечают наличие тревожности легкого, умеренного и высокого уровня; 13,07% курсантов говорят о недостаточно комфортном или некомфортном душевном состоянии (субъективное неблагополучие), 36,5% процентов курсантов испытывают легкий, умеренный или высокий уровень депрессии, у 4,5% - повышенные показатели агрессивности по сравнению со средними нормативными показателями. Хотя абсолютные значения уровня агрессивности, тревожности, депрессии не высоки, но возраст, язык и курс обучения оказывают влияние на степень их выраженности среди будущих офицеров. Проведенный кластерный анализ выявил переменные, которые вносят наибольший вклад в уровень субъективного благополучия.
Полученные результаты позволят разработать более эффективные адресные психолого-педагогические интервенции, направленные на повышение морально-боевого духа курсантов, создание оптимальной психологической атмосферы для обучения курсантов и профилактику деструктивного и деликвентного поведения среди студентов военных ВУЗов.
Ключевые слова: негативные эмоциональные состояния, субъективное благополучие, курсанты высших военных учебных заведений, агрессивность, депрессия, тревожность