Социально-эмоциональное благополучие школьников, пример Казахстана в PISA-2018

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.02
        264 303

Аннотация

Социально-эмоциональное благополучие школьников является одним из главных факторов, которое влияет на психологическое состояние и академическую успеваемость учащихся. Во время дистанционного обучения школьники проблема социально-эмоционального благополучия приобрело большую значимость. Однако на сегодня мы мало владеем количественными данными о социально-эмоциональном благосостоянии учащихся казахстанских школ. Отсутствуют данные о психолого-педагогических условиях образовательного процесса. Данная статья направлена на раскрытие понятий социально-эмоциональное благополучие, школьный климат, представление количественных данных с исследования PISA-2018. По результатам анализа вторичных данных PISA-2018 выявлено, что около одной трети казахстанских школьников подвержены буллингу. По данным чуть больше 5% казахстанских школьников пропустили школу или же опоздали на уроки. 76% учащихся легко заводят друзей в школе, 69% школьников чувствуют себя частью школьного сообщества. Однако 79% учащихся считают себя аутсайдерами в школе. 78% чувствуют себя «не в своей тарелке» в школе и 80% сказали, что чувствуют одинокими. По результатам PISA-2018 казахстанские школьники удовлетворены своей жизнью выше среднего показателя стран-участниц исследования. В разрезе село город, сельские школьники более удовлетворены жизнью, чем их сверстники из городов. 45% учащихся казахстанских школ беспокоятся о том, что могут другие подумать если они ошибутся. 34% бояться провала, т.к. это может негативно отразиться на их будущем. В целом результаты исследования необходимо перепроверить с данными полевого исследования, также нужно проверить валидность тестового инструмента, его перевода, и учета социально-культурных различий.

Ключевые слова: социально-эмоциональное благополучие, школьник, обучающийся, школьный климат, школьная среда.

Загрузки

Как цитировать

Adelbayeva, N., Mussina, Z., & Kazhimova, K. (2022). Социально-эмоциональное благополучие школьников, пример Казахстана в PISA-2018. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 73(4), 14–27. https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.02

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования