Социально-эмоциональное благополучие школьников, пример Казахстана в PISA-2018

Авторы

  • N. Adelbayeva Западно -Казахстанский университет имени М. Утемисова, Казахстан, г.Уральск http://orcid.org/0000-0003-3475-134X
  • Zh. Mussina Западно-Казахстанский университет им.М.Утемисова, Казахстан, г.Уральск http://orcid.org/0000-0002-1028-0937
  • K. Kazhimova Западно -Казахстанский университет имени М. Утемисова, Казахстан, г.Уральск http://orcid.org/0000-0001-6486-421X

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.02

Аннотация

Социально-эмоциональное благополучие школьников является одним из главных факторов, которое влияет на психологическое состояние и академическую успеваемость учащихся. Во время дистанционного обучения школьники проблема социально-эмоционального благополучия приобрело большую значимость. Однако на сегодня мы мало владеем количественными данными о социально-эмоциональном благосостоянии учащихся казахстанских школ. Отсутствуют данные о психолого-педагогических условиях образовательного процесса. Данная статья направлена на раскрытие понятий социально-эмоциональное благополучие, школьный климат, представление количественных данных с исследования PISA-2018. По результатам анализа вторичных данных PISA-2018 выявлено, что около одной трети казахстанских школьников подвержены буллингу. По данным чуть больше 5% казахстанских школьников пропустили школу или же опоздали на уроки. 76% учащихся легко заводят друзей в школе, 69% школьников чувствуют себя частью школьного сообщества. Однако 79% учащихся считают себя аутсайдерами в школе. 78% чувствуют себя «не в своей тарелке» в школе и 80% сказали, что чувствуют одинокими. По результатам PISA-2018 казахстанские школьники удовлетворены своей жизнью выше среднего показателя стран-участниц исследования. В разрезе село город, сельские школьники более удовлетворены жизнью, чем их сверстники из городов. 45% учащихся казахстанских школ беспокоятся о том, что могут другие подумать если они ошибутся. 34% бояться провала, т.к. это может негативно отразиться на их будущем. В целом результаты исследования необходимо перепроверить с данными полевого исследования, также нужно проверить валидность тестового инструмента, его перевода, и учета социально-культурных различий.

Ключевые слова: социально-эмоциональное благополучие, школьник, обучающийся, школьный климат, школьная среда.

Загрузки

Опубликован

2022-12-20

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования