Профессиональная самооценка будущего специального педагога
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v74.i1.01Аннотация
В статье рассматриваются проблемы профессиональной самооценки будущего специального
педагога. Ранее были исследованы различные подходы в определении необходимых
личностных и профессиональных качеств, содержания образования профессиональной
подготовки педагога. Для личности будущего специального педагога сегодня необходимо
развивать такие качества, как компетентность, порядочность, вежливость, самоконтроль своего
личностного и профессионального поведения. Анализ научных трудов и эмпирического опыта
показал важность целостного изучения профессиональных качеств будущего специалиста-
дефектолога. Цель статьи – научное обоснование развития профессиональной самооценки
будущего дефектолога. Была разработана структурно-содержательная модель развития
профессиональной самооценки студентов – будущих дефектологов. Модель включает три
компонента: когнитивный, мотивационный, самоуправления личности. В эксперименте приняли
участие 220 студентов Казахского национального педагогического университета им. Абая. Для
установления уровня самоуправления и самооценки использовались диагностики: опросник И.
Моткова, опросник Г. Казанцевой «Самооценка личности», а также диагностика ценностных
ориентаций Бубновой. Результаты исследования позволили установить у студентов 2-3 курсов
средний уровень самоуправления и стремления к саморазвитию, на 4 курсе – выше среднего.
Количество студентов с нормальной самооценкой к 4 курсу увеличивается с 46,7 до 64,3 %. Для
развития самоуправления и самооценки студентов был апробирован новый курс «Самооценка
элективный курс».
Ключевые слова: самооценка, самосовершенствование, профессионал, коррекционная
педагогика, специальное образование.