От классической педагогики к Образованию 4.0: преемственность методологии, подходов и принципов
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2022.v71.i2.02Аннотация
В статье актуализирована необходимость обоснования обновления теории обучения и
развития личности на этапе ранней, средней и поздней взрослости. Рассмотрено имплицитная
теория интеллекта, синергетический и эвтагогический подходы; теория управления знаниями
для общества знания (феномены явного и неявного знания, перетоков знаний, диффузии знаний
и культуры); идеи пирагогики как Образования 4.0. Изучена преемственность «классической
педагогики → андрагогики → эвтагогики → пирагогики». Подготовка к самообразованию
происходит в студенческое время, поэтому эмпирическое исследование было проведено со
студентами. Приведены результаты опроса студентов 1 курса об их имплицитном представлении
учения. В опросе приняли участие 84 студента Казахского национального университета им.альФараби. Установлено, что 66,7% студентов выбрали понимание «учение – это приобретение
фактов, методик и др., которые могут быть сохранены и применены на практике», 25% – «учение
– это накопление знаний» и 4,8% «учение – это толкование и понимание реальности», и 3,6%
«учение – это понимание смысла и определение значения». Изучено отношение студентов
к принципам эвтагогики и пирагогики. Большинство студентов одобряют пять принципов
пирагогики как основных положений коллективного самообразования.
Ключевые слова: эвтагогика, андрагогика, синрегетика, имплицитные теории интеллекта,
развитие личности, самообразование, управление знаниями.