Модель обучения в эпоху цифрового общества: педагогический дизайн смешанного обучения
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.06Аннотация
В статье проанализированы итоги первого этапа эксперимента по изучению теории и практики внедрения смешанного обучения в высших учебных заведениях, определению содержания и структуры педагогического дизайна смешанного обучения, включающего в себя концепцию, дидактическую и технологическую целостность. Изучив исследования о возможностях смешаного обучения, формах совмещения традиционного и дистанционного форматов, об эффективном применении цифровых технологий и инновационных методов, авторы предлагают глубже рассмотреть педагогические аспекты смешанного обучения, обеспечивающие осознанную активность студента в получении образования, саморегуляции, самоконтроля. В этой связи большое значение имеет выявление педагогического потенциала цифровых ресурсов, изучение вопросов изменения структуры образовательных программ и учебного процесса, технологизации смешанного обучения. При реализации исследовательских задач применены методы изучения теории и практики на стыке педагогики и информационных технологий, сравнительного анализа, моделирования, синтеза. На этапе сбора эмпирических данных были проведены анкетирование, интервью со студентами и преподавателями, анализ образовательных программ и нормативных документов, обобщение, сравнение результатов проведенного эксперимента, анализ цифровых ресурсов в образовании. Анкетирование проводилось в Западно-Казахстанском инновационно-техническом университете, в нем приняли участие 280 студентов 2-3 курса и 56 магистрантов.
Выявление компонентов методологической, дидактической, технологической и структурно-содержательной модели педагогического дизайна смешанного обучения на основе анализа теории и практики обучения в высшем образовании составляет научную значимость и новизну исследования. Практическую значимость исследования составляет определение необходимого уровня институциональной, педагогической и технологической подготовки, объектов оценивания, критериев и показателей их готовности. Итоги первого этапа исследования, полученные результаты и выводы служат основой для перехода к следующему этапу разработки педагогического дизайна смешанного обучения.
Ключевые слова: смешанное обучение, трансформация образования, педагогический дизайн, дидактика смешанного обучения, интеграция образовательных ресурсов, институциональная, педагогическая, технологическая подготовка.