Модель обучения в эпоху цифрового общества: педагогический дизайн смешанного обучения

Авторы

  • S. Bakhisheva Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, Казахстан, г.Уральск http://orcid.org/0000-0003-3532-5705
  • R. Kinzhekova Западно -Казахстанский университет имени М. Утемисова, Казахстан, г.Уральск http://orcid.org/0000-0001-7707-3484
  • A. Kemeshova Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахстан, г.Алматы http://orcid.org/0000-0002-4800-3732

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.06

Аннотация

В статье проанализированы итоги первого этапа эксперимента по изучению теории и практики внедрения смешанного обучения в высших учебных заведениях, определению содержания и структуры педагогического дизайна смешанного обучения, включающего в себя концепцию, дидактическую и технологическую целостность. Изучив исследования о возможностях смешаного обучения, формах совмещения традиционного и дистанционного форматов, об эффективном применении цифровых технологий и инновационных методов, авторы предлагают глубже рассмотреть педагогические аспекты смешанного обучения, обеспечивающие осознанную активность студента в получении образования, саморегуляции, самоконтроля. В этой связи большое значение имеет выявление педагогического потенциала цифровых ресурсов, изучение вопросов изменения структуры образовательных программ и учебного процесса, технологизации смешанного обучения. При реализации исследовательских задач применены методы изучения теории и практики на стыке педагогики и информационных технологий, сравнительного анализа, моделирования, синтеза. На этапе сбора эмпирических данных были проведены анкетирование, интервью со студентами и преподавателями, анализ образовательных программ и нормативных документов, обобщение, сравнение результатов проведенного эксперимента, анализ цифровых ресурсов в образовании. Анкетирование проводилось в Западно-Казахстанском инновационно-техническом университете, в нем приняли участие 280 студентов 2-3 курса и 56 магистрантов. 

Выявление компонентов методологической, дидактической, технологической и структурно-содержательной модели педагогического дизайна смешанного обучения на основе анализа теории и практики обучения в высшем образовании составляет научную значимость и новизну исследования. Практическую значимость исследования составляет определение необходимого уровня институциональной, педагогической и технологической подготовки, объектов оценивания, критериев и показателей их готовности.  Итоги первого этапа исследования, полученные результаты и выводы служат основой для перехода к следующему этапу разработки педагогического дизайна смешанного обучения.

Ключевые слова: смешанное обучение, трансформация образования, педагогический дизайн, дидактика смешанного обучения, интеграция образовательных ресурсов, институциональная, педагогическая, технологическая подготовка.

Загрузки

Опубликован

2023-01-01

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.