Управление образовательными программами высшего и послевузовского образования в Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v77.i4.02Аннотация
В Казахстане принимаются комплексные системные меры по развитию образования. Организациям высшего и (или) послевузовского образования предоставлена академическая свобода, позволяющая самостоятельно разрабатывать и определять содержание образовательных программ с привлечением работодателей, учетом требований рынка труда, а также региональных особенностей.
В статье дается анализ образовательных программ высшего и послевузовского образования, по которым ведется подготовка кадров в Республике Казахстан. Целью данной статьи является выявление уровня развития управления образовательными программами высшего и послевузовского образования как субъекта качественного образования и показать нынешнее положение. В статье используется описательный дизайн исследования и конструктивистская исследовательская парадигма, а также методы: сбора данных, анализ информации, статистический и формально-логический методы. В статье дается анализ программ, включенных в Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования. Следует отметить, что качество образовательных программ напрямую влияет на подготовку кадров, а единая сформированная информационная система «Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования» играет важную роль в цифровизации и управлении образованием РК. Все стейкхолдеры, в том числе родители школьников, абитуриенты, работодатели могут самостоятельно получить информацию о том, какие образовательные программы реализуются в организациях высшего и послевузовского образования, какие компетенции приобретают выпускники конкретного вуза, имеют возможность ознакомиться с кратким содержанием программ бакалавриата, магистратуры, резидентуры и докторантуры с помощью информационной системы «Реестр образовательных программ». В Казахстане функционирует информационная система «Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования», ведется национальный реестр аккредитованных образовательных программ высшего и послевузовского образования и проводится рейтинг образовательных программ высшего и послевузовского образования.
В статье приведены ключевые аспекты управления образовательными программами. Проанализированы статистические данные, определены механизмы управления образовательными программами.
Статья написана в рамках государственного заказа на реализацию научной программы по бюджетной программе 217 «Развитие науки», ИРН BR18574103 на тему: «Повышение конкурентоспособности вузов Казахстана через реинжиниринг национальной системы обеспечения качества высшего образования».
Ключевые слова: высшее и послевузовское образование, реестр, образовательная программа, управление, направление подготовки.