Влияние подушевого финансирования школ на обучение детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v74.i1.010Аннотация
В данной статье рассматривается влияние подушевого финансирования школ в Казахстане
на улучшение обучения детей с ООП. В статье представлен обширный обзор литературы по
моделям финансирования инклюзивного образования на международном уровне и интерпретация
опыта Казахстана в этом контексте. Данные в этой статье получены из анкетирования около 500
директоров городских общеобразовательных школ в областях Казахстана.
Статья отвечает на три исследовательских вопроса. Во-первых, чем отличаются городские
дневные школы с точки зрения присутствия учащихся с ООП? Во-вторых, чем отличаются
городские дневные школы, в которых обучаются дети с ООП, по отношению к этой группе
учащихся, и различаются ли они по типу получаемого финансирования? В-третьих, как школы,
получающие ПФ, оценивают влияние этой модели финансирования на улучшение обучения
детей с ООП?
Это исследование показало, что факторами, определяющими зачисление учащихся с
ООП в общеобразовательную школу, являются вступительные экзамены, язык обучения,
наличие школьной политики в отношении учащихся с ООП и дополнительный персонал,
нанятый для работы с детьми с ООП. Также в школах, получающих ПФ, дети с ООП учатся в
общеобразовательных классах в два раза чаще по сравнению со школами, не получающими ПФ.
Школы, в которых дети с ООП обучаются на дому, с меньшей вероятностью включают этих
учащихся в общеобразовательные классы. Дальнейшие исследования должны изучить, играют
ли школы какую-либо роль в том, что дети с ООП остаются на домашнем обучении. Результаты
этого исследования показывают, что профессиональная компетенция учителей, качество
школьной инфраструктуры и автономия принятия решений директорами школ составляют
важную основу эффективности подушевого финансирования школ для обеспечения развития
инклюзивного образования в Казахстане.
Ключевые слова: подушевое финансирование, финансирование на основе ресурсов,
финансирование на основе результатов, школьное финансирование, учащиеся с особыми
потребностями, инклюзивное образование, анализ политики.