К вопросу формирования читательской культуры современных школьников
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v75.i2.017Аннотация
Статья посвящена этапам становления читательской культуры, читательской деятельности и закономерностям перехода от ситуативной к контекстной речи, т.е. развитию способности юного читателя превращать содержание, заключенное автором в тексте, в свой личный опыт: осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, развитию знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью стать является обобщение дидактического и методического опыта формирования читательской культуры школьников, связанной с разработкой методических оснований этапов читательского онтогенеза, который позволит превратить содержания учебного текста в содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта читателя (слушателя).
Предлагаемые подходы к развитию читательской деятельности и приращению опыта читателя апробируются в ходе преподавания дисциплины «Русский язык и литература», реализации курса «Читательская грамотность» («Оқу сауаттылығы») для учащихся 7-11 классов Алматинского областного физико-математического лицея для одаренных детей им. Ш. Смагулова.
Изучение лексики нравственной тематической группы основывается на материале духовно-нравственной концепции Абая «Адам бол». Тексты-упражнения курса «Читательская грамотность» («Оқу сауаттылығы») ориентированы на развитие необходимых базовых структур читательской деятельности у старших школьников: умению различать вербально и невербально выраженные смысловые элементы; различать истинные и ложные, определенные и неопределенные, провоцирующие на ложные гипотезы сообщения; сопоставлять контекстуальное значение и подтекстовый смысл многозначных слов; умению выделять и сопоставлять содержательные и художественные особенности текста; достигать глубокого и осознанного прочтения произведения литературы и заложенного автором глубинного смысла; воссоздавать целостную картину описанных в произведении событий.
Ключевые слова: читательская культура, методика преподавания, активное чтение, читательский дневник, анкетирование, целостная личность, духовное развитие, старшеклассники.