Обучение коротким прозоическим произведениям Н. Акиш как основа формирования национальных ценностей личности ребенка
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v74.i1.016Аннотация
В статье с методической точки зрения проанализирован рассказ Н. Акыш «Где настоящая
бабушка?» из учебника казахской литературы для 5 класса; рассмотрена проблема обучения
детей на основе национальных ценностей нашего народа. В произведении рассказано о семейных
ценностях казахов, значении казахских имен в семье, а также раскрывается сущность и значение
предметов в повседневной жизни. Для того, чтобы занятие было интересным, учитывало
возрастные особенности пятиклассников, согласно методике преподавания использована игровая
форма обучения. Используются национальные предметы, которыми пользуются бабушки при
выполнении повседневных дел. Для учащихся применяются методические приемы погружения в
смыслы и раскрытия образов героев, их оценкой в сравнении с жизнью и народными знаниями.
В работе с текстом подробно рассматриваются новые и эффективные приемы раскрытия
образа героев. Показано, что образ бабушки можно полностью раскрыть с помощью «метода
струбцины». Выбирая национальную одежду бабушек, такую как камзол, шапан, жилет, кимешек,
украшения, исследуется, как писатель может помочь учащимся найти образ настоящей бабушки,
которую ищут герои. Рационализированы приемы придания важности мнению автора и
предоставления учащимся возможности высказать собственное критическое мнение. Приемы,
связанные с обсуждением национальных блюд, такими как наурыз коже и шелпек, также в
значительной степени способствуют достижению как дидактических, так и воспитательных
задач урока. Главное, что используемые методы не только опираются на национальные ценности,
но и способствуют национальному воспитанию школьников. Апробация методики проведена в
гимназии им. М. Макатаева № 140 г. Алматы, в работе участвовало 58 школьников.
Ключевые слова: методы обучения, национальные ценности, критическое мышление,
национальная одежда, навыки, современные казахские рассказы.