Будущее университета: четыре модели развития
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v76.i3.05Аннотация
Развитие рыночной экономики, пандемия COVID-19, глобализация, цифровизация, развитие онлайн-сферы, кризис ценностей и многие другие факторы способствуют изменению роли университетов в современном мире. В то время как ряд исследователей полагают, что после затяжной пандемии ось мирового высшего образования вернется в прежнее традиционное русло, другие уверены, что вскоре университеты вовсе исчезнут, будучи отброшенными за борт истории массовыми онлайн-курсами. Основная цель данного исследования – проанализировать и представить основные сценарии развития университетов в будущем, опираясь на исследования ведущих философов, а также выделить общие перспективы развития высшего образования. Основными методами данного форсайт-исследования выступают контент-анализ научно-исследовательской литературы, описательный метод будущих сценариев, а также их историко-философский анализ. Исследование носит обзорный и теоретический характер. В результатах и дискуссии представлены четыре основные «идеи» университета, цели и социальной легитимность которых сегодня принимается в обществе истинным, неоспоримым. Настоящее исследование дополнит представления о будущем высшего образования, трансформации вузов под воздействием глобализации, рыночного капитализма и других факторов. Его результаты будут полезны педагогам высших учебных заведений, философам образования и всем, кто интересуется проблемами высшего образования.
Ключевые слова: философия образования, неолиберализм, классический университет, MOOC курсы, онлайн-курсы, трансформация образования, кризис ценностей.