Методика повышения уровня понимания художественного текста студентами вузов на основе модели взаимоотношений «автор – читатель»

Авторы

  • Г.С. Камбарова Университет имени Сулеймана Демиреля, Казахстан, г.Алматы
  • Б.Д. Жумакаева Университет имени Сулеймана Демиреля, Казахстан, г.Алматы
  • К.А. Калдыбаева Казахский национальный женский педагогический университет,Казахстан, г.Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20247902014
        73 75

Аннотация

 

В статье рассматривается проблема повышения уровня понимания учащимися художественных произведений в рамках взаимоотношений автора и читателя. Выделены две разные позиции рецепции художественного текста, и на основе нашего исследования текст рассматривается как площадка, на которой читатель может выразить свое отношение к художественной реальности, выраженной автором в произведении. С точки зрения триады «Автор-текст-читатель» описываются три различных аспекта глубокого рассмотрения смысла текста. Каждая из них будет рассмотрена в отдельности, и уточнена мнением ученых. Художественное произведение рассматривается как событие, основанное на отношениях между автором и читателем. Соответственно, определяется необходимость создания современных эффективных методов осмысления художественного произведения на основе соотношения автора и читателя. Дифференцируя новаторские поиски по данному вопросу, группируются объекты, определяющие отношения автора и читателя. В результате будет разработана новая модель отношений «автор-читатель». Проверяется эффективность теоретической концепции в практике. По результатам определяющего этапа выясняется, что студенты при анализе художественного произведения ограничиваются вниманием только к сюжету, содержанию рассказа и не пытаются искать проявления авторской позиции. На основе текущих результатов предлагается «дневник чтения», цель которого-сознательное чтение студентом художественного произведения. В заключение делается вывод, что предложенный подход способствует повышению уровня понимания художественного текста. В апробации методики приняли участие 30 студентов Университета Сулеман Демереля.

Ключевые слова: автор; триада «автор-текст-читатель»; художественное произведение; отношения автора и читателя; понимание; методика преподавания литературы; «дневник чтения».

Загрузки

Как цитировать

Камбарова, Ғ., Жумакаева , Б., & Калдыбаева , . К. (2024). Методика повышения уровня понимания художественного текста студентами вузов на основе модели взаимоотношений «автор – читатель». Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 79(2), 169–179. https://doi.org/10.26577/JES20247902014

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин