Роль и используемые инструменты психолого-медико-педагогических консультаций в работе с детьми с расстройствами аутического спектра

Авторы

  • М. Сулеймен Казахский Национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г.Алматы; SDU University, Казахстан, г. Алматы
  • Л. Кожагельдиева SDU University, Казахстан, г. Каскелен
  • Н. Ахметова SDU University, Казахстан, г. Каскелен; Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Казахстан, г. Алматы
  • Л. Кошербаева SDU University, Казахстан, г. Каскелен; Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024780104

Аннотация

Казахстан, как и все страны, стремится реализовать 17 Целей устойчивого развития ООН, в частности, поддержку и обеспечение образования всему населению. Целью исследования является изучение роли психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и используемых ими инструментов в работе с детьми с расствойствами аутистического спекта (РАС).

Методы: для сотрудников ПМПК была разработана анкета, состоящая из 16 вопросов. Опрос проводился с помощью Google Forms. Результаты были проанализированы с использованием SPSS. Кроме того, был проведен анализ открытых вопросов, которые были закодированы так, чтобы их можно было статистически измерить. Тематический подход использовался для получения качественных данных опроса. Исследование одобрено локальным этическим комитетом СДУ.

Результаты. В опросе приняли участие 346 респондентов из восьми регионов Казахстана. Большинство участников опроса отмечают рост детей с РАС и связывают этот факт с экологией, генетикой и развитием цифровых технологий. Были определены шесть категорий: социализация, общение, познание, поведение, навыки самообслуживания, а также законы и стандарты для определения ребенка с РАС в общеобразовательной школе.

Выявлена потребность в повышении квалификации специалистов ПМПК для улучшения оказания поддержки детям с РАС и лицам, осуществляющих уход за ними.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ПМПК, особые образовательные потребности, инклюзивное образование, диагностика

Опубликован

2024-03-20

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования