Системы академических должностей и политики карьерного продвижения в частных университетах Казахстана

Авторы

  • Г. Кучумова Maqsut Narikbayev University, Казахстан, г.Астана
  • Д. Мухамеджанова Maqsut Narikbayev University, Казахстан, г.Астана
  • А. Ибраева Назарбаев Университет, Казахстан, г.Астана
  • А. Жансеитова Назарбаев Университет, Казахстан, г.Астана

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024780105

Аннотация

В контексте растущей конкуренции в высшем образовании, университеты Казахстана все больше конкурируют за таланты не только среди студентов, но и среди профессорско-преподавательского состава. Однако существует ограниченное понимание как университеты в Казахстане меняют свои кадровые политики в контексте полученной автономии. Настоящая статья посвящена анализу систем академических должностей и политик академического продвижения как одних из основных механизмов выстраивания кадровой политики в казахстанских вузах. Применяя документ-анализ, нами были проанализированы стратегии развития, положения о профессорско-преподавательском составе и о рейтинговой оценке профессорско-преподавательского состава двух частных вузах Казахстана. Было выявлено что, частные вузы активно реформируют свои кадровые политики в соответствии со своими стратегическими целями и международной практикой. Карьерное продвижение основывается на квалификации или наличия соответствующей степени, стажа научно-педагогической или практической деятельности и результатов научно-исследовательской деятельности. Однако, несмотря на то что основная деятельность вузов Казахстана остается образовательной, должности, ориентированные на преподавание, не учитывают результаты преподавательской деятельности. Результаты научно-исследовательской деятельности в основном измеряются количественными показателями, которые различаются между вузами. Более того, критерии оценки могут быть недостаточно ясно описаны, что создает риски снижения уровня объективности и транспарентности кадровых политик. Результаты настоящего исследования расширяют понимание тенденций развития политик академического продвижения в развивающихся странах, стремящихся войти в глобальное научное сообщество вузов. Кроме того, они могут быть полезны для усовершенствования самих карьерных политик университетов.

Ключевые слова: академическая карьера, академическая должность, политика продвижения, высшее образование, частный университет.

 

Опубликован

2024-03-20

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования