SCRATCH – Среда программирования в инклюзивном образовании особенности применения в практике проектно-ориентированного обучения
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.09Аннотация
Цифровая грамотность играет ключевую роль в формировании инклюзивного образовательного пространства, которое может адаптироваться к уникальным потребностям каждого учащегося, обеспечивая равный доступ к образованию. В результате преподавания предмета «Информатика» в общеобразовательных школах не предусмотрены конкретные примеры проектов и педагогических методов, успешно применяемых в инклюзивном образовании через компьютерные программы, например, с помощью Scratch. То есть, возникает необходимость формирования у особых детей навыков вычисления, мышления с помощью программных средств. В этой связи, в исследовательской работе была поставлена цель выявить специфику обучения с использованием Scratch – среды проектно-ориентированного метода обучения в инклюзивных классах. Для достижения этой цели сначала были выявлены условия и проанализирован опыт проектного метода обучения общеобразовательных школ на республиканском уровне. Во-вторых, разработана учебная программа проектных заданий, формирующих системное мышление учащихся, составленная в среде Scratch-программирования. Определена эффективность проектно-ориентированного метода обучения и внедрены пути практической реализации через проведение факультативного занятия класса «программирование в среде Scratch» по разработанной учебной программе.
В дополнение к предложенной курсовой программе обучения разработан и внедрен в учебный процесс учебно – методический сборник практических заданий «создание проекта в Scratch-среде» и эффективность предложенных методов обучения определена в результате эксперимента.
Ключевые слова: Инклюзивная среда, проектно-ориентированное обучение, Scratch-среда программирования, информатика, цифровая грамотность, методика обучения, особые образовательные потребности.