Обучение прагматической компетентности: методические особенности в преподавании языков

Авторы

  • Ш. Жанысбекова Жетысуский университет имени И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-2744-6734
  • С. Нургали Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-6679-9578
  • Г. Клычниязова Жетысуский университет имени И. Жансугурова, г.Талдыкорган , Казахстан https://orcid.org/0009-0000-1883-1564

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES202582115
        143 64

Аннотация

Статья направлена на разносторонний анализ места прагматических переменных в формировании прагматической компетенции студента и демонстрации их значимости в коммуникативном общении. Прагматическая компетентность — это способность эффективно использовать язык в социальном взаимодействии. В содержании данной статьи особое внимание уделяется таким прагматическим переменным, как ясность и вежливость, формальность и достаточность изложенной информации в обучении. В статье дается обзор работ Левинсона, Хауса, Брауна, Хадсона и других авторов, исследовавших подходы к формированию прагматической компетентности. Проанализированы подходы к формированию эффективной прагматической компетенции путем сравнения и синтеза результатов известных работ ученых. В качестве основного подхода к обзору авторы статьи уделяют особое внимание теоретической и практической части обобщенной литературы. Авторы проводят критический анализ литературы и уделяют особое внимание надежности, полноте и существующим ограничениям ряда исследований до настоящего времени.

Результаты исследования, показывают, что формальность и достаточность речи указывают на важное место таких переменных, как ясность и вежливость, что является важным прагматическим инструментом в общении. В ходе исследования было предложено продолжить экспериментальные исследования в масштабах Казахстана, опираясь на подходы Ф.Сиу к формированию прагматической компетенции в студенческой среде, поскольку экспериментальные данные и результаты откроют путь к развитию стратегий адаптации людей к местным условиям и языку с учетом исключительно специфических условий, которые зависят от территории и регионов Казахстана.

Ключевые слова: полная информация, эффективное общение, педагогический подход, прагматическая компетенция.

Биографии авторов

Ш. Жанысбекова, Жетысуский университет имени И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Казахстан

докторант Жетысуского университета им. И. Жансугурова( г. Талдыкорган, Казахстан, email:sh_zhanysbekova@mail.ru)

С. Нургали, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г.Алматы, Казахстан

кандидат педагогических наук, доцент, Казахский педагогический университет имени Абая (г. Алматы, Казахстан, e-mail: Sorentooo@mail.ru)

Г. Клычниязова, Жетысуский университет имени И. Жансугурова, г.Талдыкорган , Казахстан

докторант Жетысуского университета им. И. Жансугурова( г. Талдыкорган, Казахстан, email:guleke1973g@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Жанысбекова, Ш., Нургали, С. ., & Клычниязова, Г. . (2025). Обучение прагматической компетентности: методические особенности в преподавании языков. Journal of Educational Sciences, 82(1), 177–184. https://doi.org/10.26577/JES202582115

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин