Возможности применения технологии искусственного интеллекта в сурдопедагогике

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024v81.i4.11
        50 12

Аннотация

Быстрое развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) значительно меняет такие области, как образование и здравоохранение. Одной из перспективных областей для ИИ является сурдопедагогика; направление образования, которое поддерживает образование для людей с нарушениями слуха. Традиционно сурдопедагогика использовало методы и инструменты для помощи в обучении и общении для людей с нарушениями слуха. Тем не менее, включение ИИ в эту область представляет возможности для повышения результатов обучения и улучшения благополучия людей с проблемами слуха.

Программирование таких проектов, как распознавание языка жестов, улучшает доступность общения. Однако, в дополнение к техническим аспектам, важно учитывать культурные и социальные контексты, в которых используется язык жестов. Концепция исследовательской работы по переводу языка жестов заключается в изучении и использовании Python: для распознавания символов жестов анализом методов компьютерного зрения и машинного обучения, а также разработка программного обеспечения Python для обработки изображений в целях распознавания. Разработка алгоритмов, основанных на подходах к глубокому обучению и машинному обучению жестов, помогла создать систему, способную распознавать и переводить язык. Основные четыре шага, которые включает в себя проект: 1) с помощью компьютерного зрения определяется силуэт руки; 2) указывается буква жестом руки перед камерой; 3) определение знака с помощью машинного обучения; 4) результат выводится на экран. Разработанная система позволяет определять буквы с высокой степенью и выводить результат на экран. Эти результаты показывают, что машинное обучение и компьютерное зрение имеют преимущества и востребованность в обществе.

Ключевые слова: язык жестов, python (язык программирования), компьютерное зрение, машинное обучение.

Биографии авторов

Н. Керимбаев, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

доктор педагогических наук, профессор, Казахский национальный университет имени аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан, эл.почта: nurasil@mail.ru)

Р. Шадиев, Педагогический колледж Чжэцзянского университета, г. Ханчжоу, Китай

PhD доктор, профессор Педагогического колледжа Чжэцзянского университета, (Китай, эл.пошта: rustamsh@gmail.com)

A. Акрамова, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

к.п.н., доцент, cтарший преподователь кафедры педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета имени Аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан, эл.почта: akramova_@mail.ru)

К. Адамова, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

докторант образова тельной программы «Информатика», Казахский национальный университет имени аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан, эл.почта: adamovaqarlygash@gmail.com)

Загрузки

Как цитировать

Керимбаев N., Шадиев R., Акрамова A., & Адамова K. (2024). Возможности применения технологии искусственного интеллекта в сурдопедагогике. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 81(4), 121–130. https://doi.org/10.26577/JES2024v81.i4.11

Выпуск

Раздел

Инклюзивное образование