Развитие TPACK-знаний будущих учителей химии в условиях цифровизации образования
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.03Аннотация
Основная идея исследования, заключается в том, что для эффективной интеграции технологий в обучение одних только знаний о технологии недостаточно, будущие учителя должны обладать различными типами знаний: технологическими, педагогическими и предметными, которые охватывает теоретический фрэймворк TPACK (Technological, Pedagogical and Content Knowledge), требуемый для привлечения будущих учителей химии к интеграции цифровых образовательных технологий в образовательный процесс. Цель исследования – установить степень эффективности разработанного авторами статьи TPACK модуля, а также выявить, как изменились представления будущих учителей химии о технологической интеграции после прохождения модуля по образовательным технологиям. В исследовании приняли участие 118 студентов 4 курса, обучающихся по специальности «подготовка учителей химии» в Актюбинском региональном университете имени К. Жубанова (Казахстан). Было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная. Обязательный модуль преподавания химии, проводимый для всех студентов указанной специальности в виде еженедельной лекции стандартной продолжительности, для экспериментальной группы на протяжении 10 недель дополнялся семинаром, посвящённым интеграции технологий в процесс обучения. На экспериментальном семинаре студенты обучались разработке диагностических заданий с помощью приложений-викторин, созданию коротких наглядных видеороликов по химическим тематикам, использованию симуляторов и удалённых лабораторий и пр. В общей сложности было проведено 10 семинаров. Для измерения предметно-специфических знаний в области интеграции технологий был разработан тест, состоящий из 8 открытых вопросов, который студенты прошли до начала и по окончании исследования. Дополнительно было проведено интервьюирование пяти участников экспериментальной когорты со средними показателями. Согласно результатам исследования, средний балл постэкспериментального тестирования у участников экспериментальной группы статистически значимо превышал показатель в контрольной группе. Интервьюирование показало, что студенты, прошедшие экспериментальный модуль, не только освоили цифровые технологии, но и научились вполне эффективно интегрировать их в образовательный процесс.
Ключевые слова: теоретический фрэймворк TPACK, образовательная технология, будущие учителя химии, педагогическое образование, цифровые технологии.