Развитие TPACK-знаний будущих учителей химии в условиях цифровизации образования

Авторы

  • А. Бакажанова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0009-0009-2740-3575
  • А. Сагимбаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-3445-8832
  • А. Бакибаев Томский политехнический университет, г. Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-3335-3166
  • Р. Шоканов Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-6271-4672

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.03
        145 54

Аннотация

Основная идея исследования, заключается в том, что для эффективной интеграции технологий в обучение одних только знаний о технологии недостаточно, будущие учителя должны обладать различными типами знаний: технологическими, педагогическими и предметными, которые охватывает теоретический фрэймворк TPACK (Technological, Pedagogical and Content Knowledge), требуемый для привлечения будущих учителей химии к интеграции цифровых образовательных технологий в образовательный процесс. Цель исследования – установить степень эффективности разработанного авторами статьи TPACK модуля, а также выявить, как изменились представления будущих учителей химии о технологической интеграции после прохождения модуля по образовательным технологиям. В исследовании приняли участие 118 студентов 4 курса, обучающихся по специальности «подготовка учителей химии» в Актюбинском региональном университете имени К. Жубанова (Казахстан). Было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная. Обязательный модуль преподавания химии, проводимый для всех студентов указанной специальности в виде еженедельной лекции стандартной продолжительности, для экспериментальной группы на протяжении 10 недель дополнялся семинаром, посвящённым интеграции технологий в процесс обучения. На экспериментальном семинаре студенты обучались разработке диагностических заданий с помощью приложений-викторин, созданию коротких наглядных видеороликов по химическим тематикам, использованию симуляторов и удалённых лабораторий и пр. В общей сложности было проведено 10 семинаров. Для измерения предметно-специфических знаний в области интеграции технологий был разработан тест, состоящий из 8 открытых вопросов, который студенты прошли до начала и по окончании исследования. Дополнительно было проведено интервьюирование пяти участников экспериментальной когорты со средними показателями. Согласно результатам исследования, средний балл постэкспериментального тестирования у участников экспериментальной группы статистически значимо превышал показатель в контрольной группе. Интервьюирование показало, что студенты, прошедшие экспериментальный модуль, не только освоили цифровые технологии, но и научились вполне эффективно интегрировать их в образовательный процесс.

Ключевые слова: теоретический фрэймворк TPACK, образовательная технология, будущие учителя химии, педагогическое образование, цифровые технологии.

Биографии авторов

А. Бакажанова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г.Алматы, Казахстан

докторант образовательной программы «Химия», Казахский национальный педагогический университет имени Абая ( г. Алматы, Казахстан, e-mail: aikar1416@mail.ru)

А. Сагимбаева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г.Алматы, Казахстан

 к.х.н., старший преподаватель образовательной программы «Химия», Казахский национальный педагогический университет имени Абая ( г. Алматы, Казахстан, e-mail: sagimbaeva70@mail.ru)

А. Бакибаев, Томский политехнический университет, г. Томск, Россия

 доктор химических наук, профессор, Томский политехнический университет ( г.Томск, Россия, e-mail: bakibaev@mail.ru)

Р. Шоканов , Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан

 кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова ( г.Актобе, Казахстан, e-mail: aikar05@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Бакажанова, А., Сагимбаева, А., Бакибаев, А., & Шоканов , Р. (2024). Развитие TPACK-знаний будущих учителей химии в условиях цифровизации образования. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 80(3), 40–51. https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.03

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.