Геоинформационные технологии как средство развития навыков геопространственного мышления
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.015Аннотация
Использование геопространственных технологий становится все более важным в географическом образовании, позволяя осуществлять такие виды деятельности, как поиск пространственных данных, выборка, организованное хранение и передача необходимой информации. Однако этот процесс идет очень медленно из-за множества препятствий, мешающих внедрению геопространственных технологий в среднее образование. Поэтому целью данного исследования было проанализировать текущее состояние геопространственных технологий в преподавании географии в школах Казахстана и оценить потенциал этих технологий для развития геопространственных навыков учащихся. Состояние применения геопространственных технологий в среднем образовании Казахстана было определено путем опроса. В опросе приняли участие 208 учителей географии из 17 областей и 3 крупных городов Казахстана. Результаты опроса показали, что 96,2% респондентов используют геопространственные технологии (географические информационные системы - ГИС, программное обеспечение, картографические сервисы, геопорталы, мобильные ГИС-приложения). Наиболее распространенными являются мобильные ГИС-приложения (69,5%) и картографические сервисы (21,4%). Также выяснилось, что 24,1% респондентов используют ArcGis и 20,7% - QGIS для разработки данных на основе ГИС. Несмотря на то, что содержание типичных программ и учебников для средней школы отражает проблему практического применения ГИС-технологий, выяснилось, что учителя сталкиваются с рядом препятствий при их использовании. Поэтому учителям было бы полезно использовать не только ГИС, но и геопространственные технологии в целом при преподавании школьной географии. В будущем геопространственные технологии помогут учащимся развить навыки геопространственного мышления благодаря своим многофункциональным возможностям.
Ключевые слова: школьная география, геоинформационные технологии, развитие геопространственного мышления.