Предпосылки социально-педагогического обеспечения развития антитеррористического сознания студенческой молодежи
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024790202Аннотация
В международной научной практике много определений терроризма, но в целом можно охарактеризовать его свойства как: непредсказуемость, изощренность форм, идеологическая мотивированность, нарушение стабильности и насилие. Трагедии в разных странах мира, например, трагическое событие в Крокус сити холле, и другие кризисные события актуализируют программные, правовые, организационно-педагогические изменения по развитию антитеррористического сознания молодежи. Ключевую роль при этом играет осведомленность обучаемых, развитость их критических и аналитических навыков, уровень правового сознания. Статья направлена на разностороннее изучение предпосылок противодействия терроризму в Казахстане и эмпирическое исследование факторов, способствующих развитию антитеррористического сознания у студенческой молодежи. Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов и теоретических разработок в области профилактики терроризма и радикализма среди молодежи, фокус-групповое исследование среди студентов 1-4 курсов, примерный возраст 17-21 лет. Всего фокус-групповым исследованием было охвачено 4 группы по 12 человек (48 человек). Согласно результатам исследования, студенты 1-2 курсов видят свою роль в повышении религиозного образования и воспитания, укреплении национальных ценностей и смыслов. Студенты 3-4 курсов в борьбе с терроризмом и его идеологией больше ориентированы на такие инструменты, как развитие критического мышления, повышение мотивации, патриотическое воспитание, волонтерство и участие в общественно значимых проектах и мероприятиях.
Ключевые слова: профилактика, террор, насилие, антитеррористические ценности, антитеррористические установки, критическое мышление.