Образовательная практика по профориентационной работе среди выпускников

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.07
        48 38

Аннотация

В статье раскрываются проблемы выбора профессии выпускников школ, переходного периода для молодых людей (от учебы к работе), сложность с профессиональной ориентацией, и, как следствие, высокая безработица на рынке труда. Перечисленные проблемы охватывают многие государства мира. Одна из причин такого негативного роста связана, прежде всего, с изменениями в функционировании образовательной системы, что в итоге может привести к социально-экономическим  рискам и социальному неравенству.

Другой причиной может быть существующая образовательная практика, которая во многом не обеспечивает заказ государства и общества на становление выпускника городской и сельской школы как субъекта социально-профессионального самоопределения. Фактически причины упираются в следующие факторы:

- низкий уровень профориентационного взаимодействия между образовательными организациями разного уровня, порождающий подмену практико-ориентированных форм профессиональной ориентации психологическими диагностиками и консультированием;

- использование устаревших неэффективных подходов без учета современных информационных технологий и другое.

Целью представленного исследования является выявление в региональном разрезе трансформации профессиональных предпочтений учеников старших классов городских и сельских школ как стратегии будущей занятости. В результате проведенного анкетирования среди выпускников школ  авторы подготовили выводы и предложения по оптимизации дополнительной подготовительной и организационной работы среди   школьников старших классов по улучшению методики проведения профориентационных мероприятий. Данные предложения легли в основу разработанной программы социологического опроса и документов для администраций школ с целью проведения ежегодного мониторинга по выявлению профессиональных предпочтений учащихся с учетом новых трендов на рынке занятости. 

 

Ключевые слова: образование, школы, профессиональная подготовка выпускников, профессиональные предпочтения школьников, государственные образовательные гранты, регионы.

Биографии авторов

М. Садырова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

профессор кафедры Социологии и социальной работы, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан, эл.почта: msadirova58@gmail.com)

К. Мухтарова , Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

профессор кафедры Международных отношений и мировой экономики, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан, эл.почта: karlusha777mukhtarova@gmail.com)

K. Макашева , Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

профессор кафедры Международных отношений и мировой экономики, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан, эл.почта: M.klara@mail.ru)

С. Иманбаева , Казахский национальный женский педагогический университет, г.Алматы, Казахстан

старший преподаватель кафедры Общественно-гуманитарных дисциплин, Казахский национальный женский педагогический университет (г.Алматы, Казахстан, эл.почта: simanbaeva4@gmail.com)

Загрузки

Как цитировать

Садырова, . М., Мухтарова , К., Макашева , . К., & Иманбаева , . С. . (2024). Образовательная практика по профориентационной работе среди выпускников . Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 80(3), 87–102. https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.07

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования