Индикаторы рейтингов как критерии академического превосходства в высшем образовании: Казахстанский контекст
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.06Аннотация
Статья посвящена оценке критериев и показателей измерения академического превосходства в рамках международной системы оценивания университетского образования. В статье рассматриваются существующие критерии оценки, включая роль рейтинговых систем, и представлены примеры зарубежных инициатив, анализирующие их взаимодействие с рейтинговыми оценками. Авторы также обсуждают идею создания Центра Академического Превосходства (ЦАП) в Казахстане, основываясь на мировой опыт внедрения инициатив академического превосходства. Особое внимание уделяется анализу стартовых позиций казахстанских вузов по индикаторам рейтингов, что позволяет сделать выводы о текущем состоянии академического сектора в стране и его месте в мировом контексте. На основе экспертных интервью топ-менеджмента и профессорско-преподавательского состава ведущих казахстанских вузов выделены основные критерии академического превосходства и их корреляция с индикаторами рейтингов. В статье также проведен SWOT-анализ позиции казахстанских вузов в рейтинге QS World University Rankings 2024 по ключевым индикаторам. Методология исследования основана на обоснованной теории, применяемой в качественных методах. Практическое значение итогов работы заключается в формировании рекомендаций для улучшения позиций казахстанских университетов в международных рейтингах и усиления их конкурентоспособности на глобальном уровне.
Ключевые слова: критерии рейтингов, индикаторы, академическое превосходство, центр академического превосходства.