Развитие креативного мышления как основа дизайн мышления

Авторы

  • Р. Аманбайқызы Кызылординский университет имени Коркыт Ата, г. Кызылорда, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5316-5763
  • А. Аяганова Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г. Кызылорда, Казахстан https://orcid.org/0009-0002-3086-0522
  • Н. Жұбаназарова Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-2275-5952
  • Г. Тотикова Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова, г.Шымкент, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-4226-0914

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258214
        201 137

Аннотация

В статье рассматривается влияние процесса дизайна мышления на развитие креативного мышления. Авторы отмечают эффективность креативного мышления в принятии решений и то, что через развитие творческого потенциала личности лежит в основе дизайна мышления.  Развитие креативного мышления является одной из нерешенных задач в психологии как в теории, так и на практике. Этапы формирования дизайна мышления отражают  оптимальные пути решения  поставленных задач и развития креативного мышления, акцентируя внимание на эмпатии, выявлении проблем, генерации идей, прототипировании и их интеграции. Цель исследования – диагностика уровня развития креативного мышления студентов, выработка предложений по формированию творческой образовательной среды в вузе.

Авторы статьи предоставили анализ литературы по теме исследования. В практической части исследования изложено содержание опытно-практической работы со студентами образовательной программы «Педагогика и психология», а также проанализированы полученные результаты. По итогам практической работы с будущими педагогами было продемонстрировано, что развивая креативное мышление участники процесса способствуют нестандартному мышлению, преодолению стереотипов и поиску инновационных решений.

В статье приведены примеры успешного применения данной методологии в области высшего образования, что наглядно демонстрирует их универсальность и значимость.

Ключевые слова: дизайн мышления, творческое мышление, эмпатия, генерация идей, инновации, прототипирование.

Биографии авторов

Р. Аманбайқызы, Кызылординский университет имени Коркыт Ата, г. Кызылорда, Казахстан

докторант образовательной программы «Педагогика и психология» Кызылординский университет им. Коркыт Ата (г.Кызылорда, Казахстан, e-mail: raikhan.832016@gmail.com)

А. Аяганова, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г. Кызылорда, Казахстан

к.пс.н., доцент Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (г.Кызылорда, Казахстан, e-mail: ayaganova_alma@mail.ru)

Н. Жұбаназарова, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

к.пс.н., доцент кафедры общей и прикладной психологии, КазНУ имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail:zhubanazarova@mail.ru)

Г. Тотикова , Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова, г.Шымкент, Казахстан

Доктор PhD, Южно-Казахстанский университет им.М. Ауэзова, cтарший преподаватель кафедры педагогики (г. Шымкент, Казахстан, e-mail:sultik.askarbek@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Аманбайқызы, Р., Аяганова, А., Жұбаназарова, Н., & Тотикова , Г. (2025). Развитие креативного мышления как основа дизайн мышления. Journal of Educational Sciences, 82(1), 41–54. https://doi.org/10.26577/JES20258214

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)