Профилактическая компетентность психолога образования: связь с диагностикой и арт-методами
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES20258215Аннотация
Сохранение психического здоровья учащихся – важная задача системы образования и деятельности психолога в школе и вузе. Международной организацией ЮНЕСКО в 2022 году опубликована «Стратегия в области образования в интересах здоровья и благополучия», которая реализует цели устойчивого развития ООН, в том числе по сохранению здоровья и благополучия учащихся. Психопрофилактика как вид деятельности психолога образования, педагога-психолога, направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья. Поэтому важно в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов акцентировать внимание на развитии профилактической компетенции, которая связана с диагностикой и обучением копинг-стратегиям, арт-технологиям саморегуляции эмоций, психогигиены школьников и студентов.
В теоретической части статьи спроектирована профилактическая компетентность будущего педагога-психолога, психолога образования, проанализированы направления первичной, вторичной, третьичной профилактики арт-методами. Творческие способности и арт-методы позволяют регулировать свои эмоции и настроение. Поэтому в практической части исследования изучается связь между склонностью к депрессивному состоянию, самооценкой и креативностью среди студентов университетов-психологов. В исследовании приняли участие 50 студентов, которые прошли оценку уровня депрессивного состояния, самооценки и креативности. Результаты указывают на отрицательную корреляцию между показателями склонностью к депрессивному состоянию и креативностью, а также между склонностью к депрессии и самооценкой, подтверждая пагубное влияние депрессии на эмоциональное и когнитивное благополучие. Было обнаружено, что повышение самооценки может помочь снизить негативное влияние депрессии на творческие способности студентов.
Ключевые слова: профилактическая компетентность психолога, педагог-психолог, склонность к депрессии, психическое здоровье, самооценка, креативность
