Развитие нравственного сознания студенческой молодежи Казахстана: современные воспитательные практики

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES202583211
        120 49

Аннотация

В условиях стремительных социокультурных трансформаций современного Казахстана вопросы формирования нравственного сознания молодёжи приобретают не только педагогическую, но и общенациональную стратегическую значимость. Настоящее исследование направлено на глубокий теоретико-эмпирический анализ воспитательных практик, формирующих нравственные установки студенческой молодёжи в системе высшего образования. Особое внимание уделено потенциалу государственных программ как идеологически и аксиологически насыщенных основ для проектирования эффективной образовательной среды. Цель исследования заключалась в научном анализе воспитательных практик, способствующих формированию нравственного сознания студенческой молодежи в условиях казахстанского вуза на примере Жетысуского университета имени И. Жансугурова. В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к понятию нравственности в образовании, проведён анализ содержания программы с точки зрения её педагогического потенциала, выявлены барьеры реализации на практике. Методологическая база включала количественные и качественные методы: анкетирование студентов, полуструктурированные интервью с преподавателями, контент-анализ и тематическую интерпретацию. Эмпирическая часть охватывала Жетысуский университет имени И. Жансугурова и включала 217 студентов и 12 преподавателей. Для оценки надёжности анкетных шкал использован коэффициент внутренней согласованности α-Кронбаха, составивший α = 0.79, что подтверждает статистическую состоятельность инструментария. Основные результаты исследования продемонстрировали высокий уровень формальной осведомлённости студентов о программе, но низкий уровень личностной интериоризации её ценностей. Разработанная модель на основе деятельностного, аксиологического и рефлексивного подходов показала эффективность при апробации: зафиксировано увеличение числа студентов, осознанно соотносящих свою моральную позицию с содержанием программы. Научная новизна работы состоит в переосмыслении государственной идеологической инициативы как инструмента этического воспитания в светской академической среде. Практическое значение заключается в возможности внедрения модели в образовательные программы вузов Казахстана и использования её в подготовке преподавателей и кураторов.

Ключевые слова: нравственное сознание, ценности, студенческая молодёжь, воспитательная работа, аксиология.

 

Биографии авторов

А. Исатаева , Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Талдыкорган, Казахстан

магистр педагогических наук,  e-mail: aseljan_91@mail.ru

А. Кулсариева , University of Illinois Urbana-Champaign, Шампейн, Иллинойс, США

доктор философских наук, профессор, стажер-исследователь,  e-mail: aktolkyn@illinois.edu

А. Нурбаева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

доктор PhD, и.о. ассоциированного профессора, e-mail: nurbaeva.aida@bk.ru

Ш. Әбдіманап , Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова, Талдыкорган, Казахстан

докторант, e-mail: shyngys.mukhtaruly@gmail.com

Загрузки

Как цитировать

Исатаева , А., Кулсариева , А., Нурбаева, А., & Әбдіманап , . Ш. (2025). Развитие нравственного сознания студенческой молодежи Казахстана: современные воспитательные практики. Journal of Educational Sciences, 83(2), 135–150. https://doi.org/10.26577/JES202583211

Выпуск

Раздел

Теория и методика воспитательной работы