Развитие нравственного сознания студенческой молодежи Казахстана: современные воспитательные практики
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES202583211Аннотация
В условиях стремительных социокультурных трансформаций современного Казахстана вопросы формирования нравственного сознания молодёжи приобретают не только педагогическую, но и общенациональную стратегическую значимость. Настоящее исследование направлено на глубокий теоретико-эмпирический анализ воспитательных практик, формирующих нравственные установки студенческой молодёжи в системе высшего образования. Особое внимание уделено потенциалу государственных программ как идеологически и аксиологически насыщенных основ для проектирования эффективной образовательной среды. Цель исследования заключалась в научном анализе воспитательных практик, способствующих формированию нравственного сознания студенческой молодежи в условиях казахстанского вуза на примере Жетысуского университета имени И. Жансугурова. В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к понятию нравственности в образовании, проведён анализ содержания программы с точки зрения её педагогического потенциала, выявлены барьеры реализации на практике. Методологическая база включала количественные и качественные методы: анкетирование студентов, полуструктурированные интервью с преподавателями, контент-анализ и тематическую интерпретацию. Эмпирическая часть охватывала Жетысуский университет имени И. Жансугурова и включала 217 студентов и 12 преподавателей. Для оценки надёжности анкетных шкал использован коэффициент внутренней согласованности α-Кронбаха, составивший α = 0.79, что подтверждает статистическую состоятельность инструментария. Основные результаты исследования продемонстрировали высокий уровень формальной осведомлённости студентов о программе, но низкий уровень личностной интериоризации её ценностей. Разработанная модель на основе деятельностного, аксиологического и рефлексивного подходов показала эффективность при апробации: зафиксировано увеличение числа студентов, осознанно соотносящих свою моральную позицию с содержанием программы. Научная новизна работы состоит в переосмыслении государственной идеологической инициативы как инструмента этического воспитания в светской академической среде. Практическое значение заключается в возможности внедрения модели в образовательные программы вузов Казахстана и использования её в подготовке преподавателей и кураторов.
Ключевые слова: нравственное сознание, ценности, студенческая молодёжь, воспитательная работа, аксиология.
