Нейросети для образования: это прорыв или угроза?

Авторы

  • К. Имаматдинова Казахский национальный исследовательский технический университет, Алматы , Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9832-1758
  • Б. Шарипов Казахский национальный исследовательский технический университет, Алматы , Казахстан https://orcid.org/0000-0003-2162-3488
  • Д. Джусубалиева Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана , Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-1434-7254

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258435
        173 38

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования искусственного интеллекта (ИИ) в сфере образования. Анализируются его сильные и слабые стороны, а также потенциальные угрозы и риски, которые могут возникнуть в процессе обучения при неумелом использовании технологий. Подчёркивается, что перед началом внедрения ИИ в учебный процесс необходимо провести подготовительные шаги, в частности - обеспечить повышение квалификации педагогов. Особое внимание уделяется важности обучения преподавателей правильной и ответственной работе с ИИ. Также описываются возможные барьеры и трудности, с которыми может столкнуться образовательная система при интеграции новых цифровых решений. Приводятся и характеризуются лучшие нейросети искусственного интеллекта, рекомендованные для применения в образовательных целях. Представлен пример учебного плана по применению ИИ в школьной и вузовской практике. В статье подчёркивается, что современный педагог должен не только владеть своим предметом, но и уметь адаптироваться к требованиям цифровой эпохи. ИИ - это вызов и одновременно возможность сделать образование более качественным, доступным и индивидуализированным. В практической части исследования - опросе приняли участие 40 педагогов: 20 школьных учителей и 20 преподавателей вузов. На основе сравнения результатов опросов разработаны программы повышения квалификации для учителей школы и преподавателей вузов. Каждая программа рассчитана на 36 часов.

Ключевые слова: цифровые технологии, искусственный интеллект, нейросети, чат-боты, учебный план.

Биографии авторов

К. Имаматдинова, Казахский национальный исследовательский технический университет, Алматы , Казахстан

магистр технических наук, преподаватель Казахского национального исследовательского технического университета им. К. И. Сатпаева ( Алматы, Казахстан, e-mail: k.imamatdinova@satbayev.university)

 

Б. Шарипов, Казахский национальный исследовательский технический университет, Алматы , Казахстан

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации (МАИН), иностранный академик Российской академии естественных наук (РАЕН), профессор Казахского национального исследовательского технического университета им. К. И. Сатпаева (Алматы, Казахстан, e-mail: b.sharipov@satbayev.university)

Д. Джусубалиева, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана , Алматы, Казахстан

доктор педагогических наук, профессор, академик Национальной академии высшей школы Республики Казахстан, академик Международной академии информатизации при генеральном консультативном статусе ООН, академик Международной академии наук педагогического образования, профессор Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана( Алматы, Казахстан, e-mail: dinaddm@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Имаматдинова, К., Шарипов, Б., & Джусубалиева, Д. (2025). Нейросети для образования: это прорыв или угроза?. Journal of Educational Sciences, 84(3), 52–64. https://doi.org/10.26577/JES20258435

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование