Вопросы формирования экологических ценностей учащихся при обучении биологии
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES202584313Аннотация
В статье рассматривается иерархия экологических ценностей и их изменение, актуальность общечеловеческих ценностей в современном обществе. Подчеркивается, что для развития ценностей у учащихся необходимо внести инновации в образовательный процесс. Инновации могут быть связаны с удовлетворением потребностей общества и способствовать самореализации учащихся. Экологическое образование имеет решающее значение для формирования системы экологических ценностей, которые регулируют взаимодействие человека с окружающим миром и обществом. Фундаментальные экологические ценности, такие как «жизнь как высшая ценность», «природа как универсальная ценность», «ценность здоровья и здорового образа жизни», «ценность биологического разнообразия» и другие, передаются учащимся в классе биологии. Стратегические направления государственной политики, направленные на обеспечение устойчивого развития и улучшение естественно-научного образования, лежат в основе разработки методических подходов к формированию экологических ценностей в процессе изучения биологии. Идея глобального экологического образования и приоритеты социально-экономического, гуманитарного и естественно-научного развития общества связаны с этим процессом. Научно-методические исследования в области преподавания биологии уделяют особое внимание формированию экологической культуры, формированию эмоционально-ценностного отношения к природе, формированию экологических ориентиров и научно-методическому обоснованию этих процессов. В статье представлены результаты исследования о мнении учителей школ по формированию экологических ценностей при обучении биологии. В опросе приняло участие 79 учителей. Учителя считают, что в старших классах общеобразовательных школ имеются проблемы, с которыми сталкиваются учителя при определении и формировании экологических принципов.
Ключевые слова: ценность, экологические ценности, «человек-общество-биосфера», образовательный процесс.
