Когнитивная рефлексия в проектной компетенции: вопросы планирования социально-педагогического сопровождения деятельности студентов в университетской среде
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2019.v58.i1.01Аннотация
В статье рассмотрены вопросы качества рефлексии студентов в системе планирования социально-педагогического сопровождения формирования их проектной компетентности. Исследование проведено с целью определения педагогических действий, необходимых для оказания помощи студентам понимать возникающую профессионально-карьерную ситуацию на основе рефлексии происходящего. Ведущей идеей авторов является проектирование системы социально-педагогического сопровождения формирования проектной компетентности студентов обучения на основе данных диагностики качества их когнитивно-рефлексивной деятельности и организации освоения теоретической модели лавирования между прогнозируемыми и спонтанными возможностями в проектировании жизненной стратегии.
В статье уточнены понятия «когнитивная рефлексия», «теоретическая модель лавирования между прогнозируемыми и спонтанными возможностями в проектировании жизненной стратегии»; создана и апробирована методика диагностики качества когнитивной рефлексии студентами происходящих личных ситуаций в процессе приобретения профессии. В практической части работы авторами предложена система необходимых педагогических действий для оказания помощи студентам понять возникающую жизненную ситуацию на основе рефлексии происходящего для выбора эффективной профессионально-карьерной стратегии. В исследовании приняли участие 140 студентов специальности 5В012300-Социальная педагогика и самопознание (73 студента КазНУ им. аль-Фараби и 67 студентов КазНПУ им. Абая).
Ключевые слова: проектная компетентность, социально-педагогическая поддержка, учебно-профессиональная деятельность, автобиографические знания, когнитивная рефлексия.