ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2019.v61.i4.08Аннотация
В статье рассматривается опыт трудового обучения и социализации личности с нарушениями слуха в специальном образовательном учреждении. Представлена история развития решения проблемы социализации детей с особыми образовательными потребностями с XV по XX век. В современных условиях всё больше детей с потерей слуха вступают в мейнстрим получения образования в основном русле благодаря усовершенствованию технологии слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов. В статье представлена стратегия трудового обучения и социализации личности в Костанайской школе-интернате для детей с нарушениями слуха. С целью раннего включения воспитанников в социально-трудовую деятельность создана структурированная система – центр профессиональной подготовки. Её функционирование способствует совершенствованию трудового обучения и социализации личности. К окончанию школы-интерната 46,7% выпускников имеют достаточный уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, навыков работы, 53,3% – высокий, что подтверждает готовность выпускников профессиональное образование в колледже. Важным агентом для продолжения улучшения качества жизни подростков с нарушением слуха является колледж. В Костанайском колледже автомобильного транспорта по специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» обучается 17 выпускников школы-интерната для детей с нарушениями слуха. Студенты успешно осваивают теоретический и практический материал, ответственно относятся к занятиям. К окончанию колледжа имеют средний балл 4,2 – такой же, как средний по колледжу, они успешно адаптируются в производственные коллективы благодаря таким качествам, как трудолюбие, честность, порядочность, аккуратность. Ключевые слова: права человека, социальная модель, особые образовательные потребности, нарушение слуха, социализация личности, трудовое обучение, инклюзивное образование.