Трансверсальная компетентность: важность в системе образования

Авторы

  • T Otarova Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.i1.02
        692 333

Аннотация

В статье рассматривается важность развития трансверсальной компетентности студентов в высших учебных заведениях. Проанализированы компоненты трансверсальной компетентности и методы, направленные на формирование учащихся как граждан в соответствии с системой образования, подходящей для развивающегося общества. Раскрыт следующий набор трансверсальных компетентностей, находящихся в центре внимания глобальной системы образования, которые признаны в университетах Евросоюза: критическое и инновационное мышление, творческое мышление, цифровая грамотность, информационная грамотность, решение проблем, работа в команде, владение иностранным языком и т.д. Показана связь между навыками XXI века или «жизненными навыками» с трансверсальной компетентностью.

Эти компетентности широко используются в научной литературе, в процессе обучения под следующими названиями: общие компетенции (generic competences), стратегические компетенции (strategic competences) и ключевые компетенции (core competences). Трансверсальные компетентности характеризуются способностью быстро адаптироваться и переходить из одной сферы деятельности в другую, а также играют ключевую роль в достижении успеха на рынке труда.

Кроме того, в исследовании было проведено анкетирование. Анкета была разработана в 2014 г. по проекту TRANSMOD. В текущем исследовании приняло участие 50 респондентов. В результате исследования был выявлен и проанализирован уровень сформированности и развития трансверсальной компетентности в высших учебных заведениях страны.

Ключевые слова: трансверсальная компетентность, трансверсальные навыки, цифровая грамотность, навыки XXI века, рынок труда.

Загрузки

Как цитировать

Otarova, T. (2021). Трансверсальная компетентность: важность в системе образования. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 66(1), 20–27. https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.i1.02

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.