Профессионализм и лидерство учителей: развитие лидерства учителей в четырёх школах Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.i1.05Аннотация
В статье представлены результаты исследования в действии (Kemmis et al., 2014), которое проводилось с целью развития лидерства учителей в четырех школах Казахстана. Основываясь на непозиционном подходе к лидерству учителей (Frost et al., 2000), это исследование было направлено на поиск подходов реформы «снизу вверх» путем создания условий для развития лидерства и профессионального развития учителей внутри школ Казахстана. Программа, которая длилась около девяти месяцев, была названа «Лидерство учителей для обучения и сотрудничества». В рамках программы была внедрена стратегия и созданы условия для развития лидерства учителей с целью улучшения образования в классе, школе и на уровне системы. Проекты лидерства учителей смогли оказать воздействие на практику внутри класса и школы. Результаты исследования показывают, что развитие лидерства учителей требует расширения профессиональной роли учителя и трансформацию школы в самообучающуюся организацию. Таким образом, успех реализации реформ в системе среднего образования зависит от наращивания потенциала внутри школы путем создания условии для развития лидерства и оказания поддержки учителям.
Ключевые слова: развитие лидерства учителей, лидерство школы, профессиональное обучение, реформа в школе, исследование в действии.