Казахстанские ВУЗы в мировых рейтингах: тренды, движущие силы и проблемы

Авторы

  • R Kudaibergenova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-1201-6715
  • K Smagulov Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-9301-6620
  • G Omiraliyeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-7658-096X

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2021.v68.i3.09

Аннотация

Продвижение казахстанских вузов в мировых рейтингах университетов является одним из приоритетов государственной политики в области высшего образования. Соответствующие целевые индикаторы отражены как в Посланиях Президента народу Казахстана, так и в государственных программах развития образования и науки. Данная стратегия государства направлена на повышение качества образовательных услуг в высшей школе и трансформацию казахстанских вузов в исследовательские университеты, которые в последующем должны стать хабами инновационной, наукоемкой экономики. В данной статье проанализированы индикаторы оценки университетов в мировых рейтингах QS, Times Higher Education (THE), позиции и баллы казахстанских университетов. Рассмотрены стратегические документы отдельных вузов Казахстана, а также внутренние механизмы, направленные на достижение целевых индикаторов по продвижению в мировых рейтингах. Было выявлено, что казахстанские вузы набирают более высокие баллы по показателям, связанным с академической и репутационной деятельностью. Уровень финансирования, привлечение молодых талантов и ведущих ученых, в том числе зарубежных, публикационная активность в рейтинговых журналах мира являются главными факторами продвижения университета в мировых рейтингах, прямым и косвенным образом влияя на его позиции. Ключевые слова: мировые рейтинги университетов, казахстанские вузы, целевые индикаторы, внутренние системы рейтинговой оценки.

Загрузки

Опубликован

2021-10-14

Выпуск

Раздел

Оценка и измерение в образовании: отечественный и зарубежный опыт