Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя иностранного языка
Аннотация
В статье поднимается проблема понимания роли рефлексии в профессиональной
педагогической деятельности. Раскрывается актуальность диагностики и формирования
педагогической рефлексии студентов-практикантов. Приведено обоснование возможности
управления развитием педагогической рефлексии у студентов-практикантов в условиях специально
организованной педагогической деятельности. Описаны специально разработанные задании,
направленные на развитие личностной и коммуникативной рефлексии студентов-практикантов.
Представлены апробированные способы формирования умений личностной и коммуникативной
рефлексии, доказательства их эффективности. Приведены эффекты личностной рефлексии
в процессах профессионально-личностного развития и саморазвития, коммуникативной
рефлексии – в построении развивающей стратегии педагогического взаимодействия учителей
с студентами. Принимая во внимание результаты проведенного исследования, предлагаются
некоторые рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения студентов-
практикантов умениям педагогической рефлексии.
Эффективными способами формирования навыков рефлексии являются следующие
упражнения: «Картина будущего»; «Мотивация мониторинга»; «Мини-программа»; «Символ успеха
жизни»; «Мои достижения в жизни и профессии»; «Решение жизненных и профессиональных
проблем»; «Мой идеал профессора»; «Ценности профессиональной жизни»; «Пирамида
профессионального роста» и др. Студенты-практиканты отметили позитивные стороны этих
методов: возможность переоценить негативный прошлый опыт и найти в нем позитивный стимул
для развития; конкретное определение путей текущего самоконтроля мотивации и поведения,
способов преодоления жизненных и профессиональных проблем, путей и средств саморазвития;
формирование четкого желаемого образа себя в будущем, значительное углубление различных
представлений о себе, внутреннем мире, конкретизация и корректировка «образа Я»; укрепление
навыков эффективного самоанализа.
Ключевые слова: педагогическая рефлексия, личностная и коммуникативная рефлексия,
рефлексивная умения, самопознания, самооценка, самоосмысление, самокоррекции.