Наукометрический анализ публикационной активности университетов Казахстана

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v72.i3.01

Аннотация

В статье проведен анализ публикационной активности казахстанских вузов. Целью исследования является выявление основных трендов и факторов, влияющих на повышение научной продуктивности в университетах. Исследование проведено с использованием метода анализа наукометрических данных университетов в реферативных базах Scopus и Web of Science и электронно-аналитических инструментов InCites и SciVal. При этом «измерялись» как количественные, так и качественные индикаторы, к которым авторы отнесли цитируемость публикаций и квартиль журнала. Рассмотрены также уровень международной коллаборации и доля публикаций в качестве первого автора или автора для корреспонденции. На основании полученных данных было проведено ранжирование организаций, выявлены особенности публикационной активности каждой из групп, а также факторы, влияющие на публикационную стратегию преподавателей вузов. К положительным результатам политики повышения публикационной активности в университетах, в том числе, в рамках участия в мировых академических рейтингах, можно отнести рост количества публикаций, в том числе, в журналах, первых двух квартилей (то есть можно говорить и о повышении качества), достаточно высокий уровень международной коллаборации, и повышение узнаваемости ученых и их вклада в исследования (цитируемость и позиция автора). В то же время остается актуальной проблема манипулирования наукометрическими индикаторами для повышения индивидуальных показателей и показателей университетов. Результаты данного исследования могут быть использованы вузами для разработки публикационной стратегии и корректировки подходов к найму профессорско-преподавательского состава в части анализа их публикационной активности.

Ключевые слова: Публикационная активность, университет, наукометрический анализ, научная продуктивность.

Загрузки

Опубликован

2022-10-06

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования