Определение факторов участия казахстанских студентов в международных стипендиальных программах. Халықаралық стипендиялық бағдарламаларда Қазақстандық студенттердің қатысуына әсер тигізетін факторларды анықтау мәселелері.

  • A. K. Ashirbekov. Высшая школа образования Назарбаев Университета,ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан
  • Z. D. Jumakulov Высшая школа образования Назарбаев Университета,ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан
  • S. M. Lisnyak. Высшая школа образования Назарбаев Университета,ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан

Аннотация

В статье представлен анализ факторов, способствующих или препятствующих участию казахстанских студентов в международных образовательных программах академической мобильности Европейского Союза. Данное исследование основано на анализе результатов опроса студентов ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, участвовавших/
неучаствовавших в программе Эразмус Мундус, финансируемой Европейским Союзом. Основные результаты исследования могут быть полезными для дальнейших исследований в области развития институциональной деятельности вузов по направлению развития как внутренней, так и внешней академической мобильности. Ис-
следование проводилось в рамках проекта «Интернационализация как стратегический фактор развития системы образования и науки Республики Казахстан в условиях социально-экономической глобализации».Установлено, что в период с 2007 по 2013 гг. Казахстан стал участником 22 проектов Эразмус Мундус. Общее количество казахстанских университетов, участвовавших или участвующих в программе Эразмус Мундус, составило 23 университета. ЕНУ им. Л.Н. Гумилева является участником 11 проектов; КазНУ им. аль-Фараби и
КазЭУ им. Т. Рыскулова участвовали в 7 проектах программы. КИМЭП и КазНТУ им. Сатпаева, соответственно, в 6 и 5 проектах. Остальные вузы участвовали в программе 4 и менее раз.
Берілген мақалада қазақстандық студенттердің Еуропа Одағының халықаралық білім беру жобаларында қатысуға кедергі жасайтын немесе ынталандыратын факторлардың сараптамасы ұсынылған. Бұл зерттеу Еуропа Одағы тарапынан қаржыландырылған Эрасмус Мундус жобасында қатысқан/қатыспаған Гумилев атындағы ЕҰУ студенттері арасында өткізілген сауалнама нәтижесі негізінде сараптама жасалған. Зерттеудің маңызды қорытындылары жоғары оқу орындарының ішкі және сыртқы студенттер алмасу саласындағы зерттеулеріне
пайдалы бола алады. Зерттеу Пенсильвания университетінің Жоғары білім беру мектебімен серіктестікте өткізілген «Интернационализацияландыру – әлеуметтік-экономикалық жаһандану жағдайында Қазақстан Республикасының білім және ғылым жүйесін дамытудың стратегиялық факторы» халықаралық ғылыми-
зерттеу жобасы шеңберінде жасалған. 2007 және 2013 жылдар аралығында Қазақстан Эразмус Мундус бағдарламасының 22 жобасына қатысушы ел ретінде бекітілді. Эразмус Мундус бағдарламасына қатысқан қазақстандық университеттердің жалпы саны
– 23. Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ 11 жобаның, әл-Фараби атындағы ҚазҰУ және Т. Рысқұлов атындағы ҚазЭУ бағдарламаның 7 жобасының қатысушылары болып табылады. ҚМЭБИ және Қ. Сәтбаев атындағы ҚазҰТУ 6 және 5 жобаға қатысқан. Қалған жоғары оқу орындары бағдарламаға 4 және одан да аз қатысқан.

Литература

1 Messer D., Stefan C. Wolter Are Student Exchange Programs Worth It? // IZA Discussion Paper. – 2005. – № 1656.
2 Measuring innovation: A New Perspective. Paris: OE CD, 2010. – 52 p.
3 Perna P. Studying college choice: A proposed conceptual model. // Springer: Higher Education: Handbook of theory and research. – 2006. – Vol. XXI. – P. 99-157.
4 Maringe F., Carter S. International students’ motivations for studying in UK HE . Insights into the choice and decision making of African students // International Journal of Educational Management. – 2007. – № 21(6). – P. 459-475.
5 Официальный сайт программы: http://eca.state.gov/fulbright/about-fulbright
6 Официальный сайт программы: http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/about_erasmus_mundus_en.php
7 Официальный сайт Казахского национального педагогического университета: http://www.kaznpu.kz/ru/993/page/
8 Ассоциация вузов РК: http://edurk.kz/ru/pages/1396.html
9 Агентство Республики Казахстан по статистике: http://stat.kz/digital/obraz/Pages/default.aspx
10 Yin R. Case Study Research: Design and Methods: Applied Social Research Methods. – Volume 5. – Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.
11 Стратегия развития Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. – 2012. – 81 с.
12 Миссия ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. http://www.enu.kz/ru/o-enu/the-mission-of-the-university.php
13 Doyle S. An investigation of factors associated with student participation in study abroad // Journal of Studies in International Education. – 2010. – № 14(5). – P. 471-490.
Как цитировать
ASHIRBEKOV., A. K.; JUMAKULOV, Z. D.; LISNYAK., S. M.. Определение факторов участия казахстанских студентов в международных стипендиальных программах. Халықаралық стипендиялық бағдарламаларда Қазақстандық студенттердің қатысуына әсер тигізетін факторларды анықтау мәселелері.. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 40, n. 3, jan. 2016. ISSN 2520-2650. Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/158>. Дата доступа: 20 sep. 2021
Раздел
Инновационное развитие вузов

Ключевые слова

высшее образование; академическая мобильность; грант; интернационализация образования; жоғары білім; академиялық жинақылық; грант; білімнің интернационализациясы;

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.