Факторы, влияющие на достижения Казахстанских учащихся в международном исследовании PISA-2018
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v76.i3.010Аннотация
Международная программа оценки школьников PISA (Programme for International Student Assessment) является одним из самых авторитетных исследований в области качества школьного образования. Актуальность статьи обусловлена выявлением факторов, влияющих на достижения казахстанских учащихся в международном исследовании PISA-2018. В данной статье используется фактор-центричный исследовательский дизайн (factor-centric research design), при котором основная цель – вычислить направление и размер одной или нескольких переменных. Основные направления и идея научного исследования связаны с результатами исследования PISA, транслирующими большое количество факторов, влияющих на результаты школьников, которые можно условно разделить на географические, школьные, семейно-биографические и социально-экономические. Для моделирования были выбраны: индекс социально-культурно-экономического статуса, показатель резильентности и др. Методология исследования включала мультиуровневый регрессионный анализ, комплексный дизайн выборки, статистический анализ, мультиуровневую линейную регрессию, вычисления дисперсии случайных эффектов, возможность добавления фиксированных эффектов на групповом уровне.
Результаты исследования: рассчитанные модели для математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних обучающихся, в которых вычисляется только случайная константа, без включения предикторов на индивидуальном и групповом уровнях. Ценность проведенного исследования заключается в попытке собрать основные факторы, объясняющие результаты казахстанских школьников, по таким направлениям исследования PISA-2018, как математика, чтение и естествознание на индивидуальном, школьном и региональном уровнях.
Практическое значение: анализ устойчивых факторов неравенства на протяжении 10-14 лет развития системы образования в РК. Рекомендуется дальнейшее изучение языковой разницы и влияния общепринятой типологии школ на результаты тестирования.
Ключевые слова: качество школьного образования, статистический анализ, результаты исследования, комплексный дизайн выборки.