Роль учителя как ментора в смешанном обучении младших школьников с интеграцией CHATGPT

Авторы

  • Т. Каратаева Аркалыкский педагогический институт имени И. Алтынсарина, г. Аркалык , Казахстан https://orcid.org/0009-0004-5415-3595
  • Г. Аспанова Павлодарский педагогический университет имени Ә. Марғұлан, г.Павлодар , Казахстан https://orcid.org/0000-0003-3062-4765
  • Э. Баженова Жетысуский университет имени И. Жансугурова, г.Талдыкорган , Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9330-4975

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024v81.i4.9
        36 13

Аннотация

Искусственный интеллект постепенно интегрируется во множество сфер человеческой жизни, в том числе в систему образования. Педагоги рассматривают такое взаимодействие с осторожностью, опасаясь того, что новое цифровое поколение центениалов может утратить навыки критического мышления и самостоятельного анализа информации, а также станет чрезмерно зависимым от технологий, теряя способность к обучению традиционными методами. Исследование рассматривает роль учителя как ментора в смешанном обучении для развития у младших школьников логических навыков и критического осмысления информации от чат-бота.

Цель эксперимента – изучить влияние использования ChatGPT третьеклассниками на их успеваемость и отношение к применению искусственного интеллекта в образовании. Методология подразумевала участие 43-х школьников, разделённых на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа в течение двух недель использовала ChatGPT для проверки и решения логических задач в домашних заданиях. Методы сбора данных включали оценку успеваемости до и после эксперимента, а также опрос учащихся об эффективности модели. Статистический анализ проводился с использованием теста Д’Агостино-Пирсона, парного t-критерия и межгруппового t-теста.

Согласно полученным результатам, экспериментальная группа демонстрировала статистически значимое повышение уровня успеваемости, а их постэкспериментальные оценки были на 10,6 % выше, чем у контрольной группы школьников. Учащиеся, использующие чат-бот в качестве дополнительного образовательного инструмента для самостоятельного обучения, положительно оценили его способность решать логические задачи. При этом их отношение к языковой модели варьировалось в зависимости от её способности выдавать правильные ответы. Так, при выявлении учениками случаев ошибок, их интерес к ChatGPT снижался. С точки зрения педагогической эффективности, ошибки модели способствуют развитию критического мышления школьников, и повышают интерес к обучению.

Исследование раскрывает потенциал использования ChatGPT как виртуального наставника для повышения эффективности самостоятельного обучения младших школьников. При выполнении домашних заданий, дети могут просить чат-бота проверить их работу, а также использовать возможности языковой модели в качестве учебного пособия, способного корректировать неверные ответы, разрешать сомнения и направлять учащихся к лучшему пониманию учебной дисциплины и более прочному и долгосрочному закреплению знаний.

Ключевые слова: смешанное обучение, школьники, ментор, искусственный интеллект, чат-бот, ChatGPT, цифровое образование.

Биографии авторов

Т. Каратаева, Аркалыкский педагогический институт имени И. Алтынсарина, г. Аркалык , Казахстан

PhD, и. о. ассоциированного профессора образовательной программы «Педагогика и психология», Аркалыкский педагогический институт им. И. Алтынсарина (г. Аркалык, Казахстан, e-mail: b_tatuana@mail.ru)

Г. Аспанова, Павлодарский педагогический университет имени Ә. Марғұлан, г.Павлодар , Казахстан

PhD, ассоциированный профессор Высшей школы педагогики, Павлодарский педагогический университет им. Ә. Марғұлан (г. Павлодар, Казахстан, e-mail: gulmiraramazanovna@bk.ru)

Э. Баженова, Жетысуский университет имени И. Жансугурова, г.Талдыкорган , Казахстан

PhD, ассоциированный профессор (доцент) образовательной программы общего развития Высшей школы физической культуры и искусства, Жетысуский университет им. И. Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан, e-mail:e.bazhenova@api.edu.kz)

Загрузки

Как цитировать

Каратаева, Т., Аспанова, Г., & Баженова, Э. (2024). Роль учителя как ментора в смешанном обучении младших школьников с интеграцией CHATGPT. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 81(4), 97–108. https://doi.org/10.26577/JES2024v81.i4.9

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование