Развитие измерительных навыков учащихся начальной школы
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES202583212Аннотация
Парадигмальная трансформация современного образования обусловлена качественным изменением социокультурного профиля обучающихся – появлением поколения центениалов, чья когнитивная и коммуникативная деятельность изначально детерминирована цифровой средой. Раннее погружение детей в мир электронных устройств формирует их предпочтения и способы восприятия информации, что делает интеграцию цифрового инструментария в учебный процесс ключевым условием для повышения их вовлечённости и эффективности обучения. Цель исследования – изучить влияние цифровой учебно-методической среды, включающей компьютерную графику с 3D-моделированием, на развитие измерительных навыков учеников вторых классов.
В нерандомизированном контролируемом квази-экспериментальном исследовании участвовали 52 школьника, которых распределили на две группы согласно классам: опытную (n = 27) и группу позитивного контроля (n = 25). Цифровая среда охватывала два 45-минутных уроков для двух групп с применением программы Paint 3D, и основывалась на принципах когнитивного взаимодействия. Активная контрольная группа изучала единицы измерения массы, акцентируя внимание на осмыслении процесса их преобразования, а опытная группа обучалась по той же методике, но дополнительно производила измерения предметов, объясняя свои решения. Для оценки эффективности применённого режима был проведён 15-минутный пред- и пост-тест с иллюстрациями по определению интересующих навыков, подробно изложенный в целях обеспечения его потенциальной воспроизводимости другими педагогами. Тест состоял из пяти шкал, отражающих сущность измерения, знание эталонов, точность измерений объектов, объяснение решения, восприятие лексических соответствий.
Согласно ANCOVA-анализу, после имплементации опытная группа младших школьников продемонстрировала более точные результаты относительно сверстников из позитивного контроля в заданиях по измерениям предметов, о чём свидетельствует большой размер эффекта и значимое межгрупповое пост-тестовое различие. Школьники группы эксперимента лучше освоили навык объяснять и обосновывать свои решения – размер эффекта оценивали между средним и большим, межгрупповой разрыв оказался статистически значимым.
Ключевые слова: измерительные навыки, цифровая среда, 3D-моделирование, квази-эксперимент, цифровое образование, школьники, начальная школа.
